Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

18
дневного , обыденного бытия, с точки зрения его инструментальной, техниче-
ской насыщенности, соответствует производственно-профессиональной сфере,
зависит характер адаптации новых поколений к ней . Если между ними возника-
ет большой разрыв, перерыв постепенности, то переход человека от одной сфе-
ры к другой в процессе повседневного бытия затрудняется, т.к. они функцио-
нируют на разных технологических основаниях .
3.
Предмет труда
Свои усилия и действия субъект труда направляет на различные объекты ,
находящиеся в окружающем его мире, или на предмет труда , который пред-
ставляет собой исходный материал, из которого создаются конкретные изделия.
Без предмета труда невозможна никакая работа. В случае физического труда им
является природа : природные силы (ветер, вода , свет ) и материалы (природное
сырье, почва, животные, растения и т . д.). На протяжении почти всей истории
человек использовал природные материалы практически в первозданном, неиз -
менном виде . В ХХ в., благодаря достижениям науки и техники, они все в
большей степени стали заменяться искусственными, синтетическими материа-
лами. Непосредственный контакт с природой в процессе производства остался
только в сельском хозяйстве. Но и там он в значительной степени опосредован
техникой. Более того , сама природная среда во многих местах земного шара,
особенно, в индустриально развитых странах , потеряла свой первозданный,
«естественный» облик . Ф . Бродель отмечал, что во Франции не осталось ни од-
ного сельскохозяйственного пейзажа, который был бы «природным»: «Полно-
стью преобразившийся современный пейзаж есть плод многовековой эволю -
ции, сама природа скрыта под ним, как под неким покровом» [6, 20]. Современ -
ный человек не употребляет в неизмененном виде практически ничего природ-
ного и не взаимодействует с аутентичной природной средой. Тем не менее, и в
современных условиях природа продолжает оставаться основным предметом
труда , без которого он в принципе невозможен . Даже духовная деятельность
требует природных материалов, которые необходимы для опредмечивания ее
результатов, для того , чтобы они смогли получить бытие в мире и продлить
свое существование.
Непосредственное влияние на труд человека природа как предмет деятель-
ности оказывала на самых первых и самых длительных ступенях истории чело -
вечества. В эти эпохи человек находился в полной зависимости от природы :
мог потреблять только производимые ею предметы , там , тогда и такие, где , ко-
гда и какие она ему предоставляла . В первых возникших древних цивилизациях
( египетской, индийской, китайской) содержание хозяйственной жизни, ее вре-
менные и пространственные параметры определялись наличием природных ре-
сурсов, климатом, характером территории, т.е. теми пределами и рамками, ко-
торые ей ставила природа . Она же поставляла и средства труда и инициировала
создание первых технических сооружений , прежде всего , ирригационных.
По мере развития техники, характер взаимодействия человека с природой
все более опосредуется ею . Она дает возможность homo faber’у компенсировать
недостатки локальной природной среды и восполнять их природными ресурса-
                                     18

дневного, обыденного бытия, с точки зрения его инструментальной, техниче-
ской насыщенности, соответствует производственно-профессиональной сфере,
зависит характер адаптации новых поколений к ней. Если между ними возника-
ет большой разрыв, перерыв постепенности, то переход человека от одной сфе-
ры к другой в процессе повседневного бытия затрудняется, т.к. они функцио-
нируют на разных технологических основаниях.

     3. Предмет труда
     Свои усилия и действия субъект труда направляет на различные объекты,
находящиеся в окружающем его мире, или на предмет труда, который пред-
ставляет собой исходный материал, из которого создаются конкретные изделия.
Без предмета труда невозможна никакая работа. В случае физического труда им
является природа: природные силы (ветер, вода, свет) и материалы (природное
сырье, почва, животные, растения и т.д.). На протяжении почти всей истории
человек использовал природные материалы практически в первозданном, неиз-
менном виде. В ХХ в., благодаря достижениям науки и техники, они все в
большей степени стали заменяться искусственными, синтетическими материа-
лами. Непосредственный контакт с природой в процессе производства остался
только в сельском хозяйстве. Но и там он в значительной степени опосредован
техникой. Более того, сама природная среда во многих местах земного шара,
особенно, в индустриально развитых странах, потеряла свой первозданный,
«естественный» облик. Ф. Бродель отмечал, что во Франции не осталось ни од-
ного сельскохозяйственного пейзажа, который был бы «природным»: «Полно-
стью преобразившийся современный пейзаж есть плод многовековой эволю-
ции, сама природа скрыта под ним, как под неким покровом» [6, 20]. Современ-
ный человек не употребляет в неизмененном виде практически ничего природ-
ного и не взаимодействует с аутентичной природной средой. Тем не менее, и в
современных условиях природа продолжает оставаться основным предметом
труда, без которого он в принципе невозможен. Даже духовная деятельность
требует природных материалов, которые необходимы для опредмечивания ее
результатов, для того, чтобы они смогли получить бытие в мире и продлить
свое существование.
     Непосредственное влияние на труд человека природа как предмет деятель-
ности оказывала на самых первых и самых длительных ступенях истории чело-
вечества. В эти эпохи человек находился в полной зависимости от природы:
мог потреблять только производимые ею предметы, там, тогда и такие, где, ко-
гда и какие она ему предоставляла. В первых возникших древних цивилизациях
(египетской, индийской, китайской) содержание хозяйственной жизни, ее вре-
менные и пространственные параметры определялись наличием природных ре-
сурсов, климатом, характером территории, т.е. теми пределами и рамками, ко-
торые ей ставила природа. Она же поставляла и средства труда и инициировала
создание первых технических сооружений, прежде всего, ирригационных.
     По мере развития техники, характер взаимодействия человека с природой
все более опосредуется ею. Она дает возможность homo faber’у компенсировать
недостатки локальной природной среды и восполнять их природными ресурса-