Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

19
ми из других регионов планеты . Предмет труда глобализируется в том смысле,
что средства коммуникации и транспорта дают возможность перемещать субъ-
ектов, орудия труда и сами природные ресурсы в любой район земли. Это пре-
доставляет странам и народам, лишенным богатых природных ресурсов, воз-
можности промышленного развития, которых они были лишены ранее, и объ-
ясняет , отчасти, появление новых мировых экономических лидеров, например,
таких , как Япония и Южная Корея.
Во второй половине ХХ в., в результате НТР и ИКР труд в промышленно-
сти в значительной мере интеллектуализировался, и его субъекты имеют дело
не столько с конкретными природными предметами и материалами, сколько с
опосредующей процесс взаимодействия с ними техникой и с информацией , с
символами и знаками, т.е. с идеальной предметностью . Но всеобщим предме-
том труда и в информационно-компьютерную эпоху продолжает оставаться
природа , которая выступает уже не столько в качестве материала , сколько в ка-
честве энергетического источника, без которого , по-прежнему, не может рабо-
тать никакая техника, а человек существовать.
4. Духовные составляющие труда
Процесс труда не сводится только к взаимодействию материальных факто-
ров (субъекта, средств и предмета труда ). Как и любая человеческая деятель-
ность, он обязательно включает духовное (чувственно-эмоциональное и рацио-
нальное) содержание, которое характеризуется многообразием входящих в него
идеальных образований . Последние, в свою очередь , отличаются своей значи-
мостью и степенью воздействия на процесс труда и его результаты .
Одним из духовных образований , которое философами прошлого и совре-
менности рассматривалось как отличительный признак человеческой деятель-
ности, является цель. Еще Аристотель писал о цели как о причине поступков и
действий человека. К . Маркс , анализируя отличия человеческой активности от
жизнедеятельности животных, подчеркивал, что самый плохой архитектор от-
личается от самой хорошей пчелы тем , что у него в голове имеется идеальный
план того , что он собирается воплотить в жизнь, в то время как «трудовая дея-
тельность» пчелы по постройке сот целиком и полностью определяется биоло -
гическими инстинктами. Значение цели как представления о будущем положе-
нии вещей , на которое ориентировано выполняемое действие, способствовало
тому, что она была выделена Т. Парсонсом в его теории социального действия
как особый элемент любого акта человеческого действия [19, 94-95]. М. Хай -
деггер также выделяет цели как составной момент жизненного пространства,
который конституирует его своеобразие наряду с другими моментами, опреде -
ляя направленность жизненных практик . Х . Арендт подчеркивает , что сози-
дающая деятельность (производство ) обязательно предполагает наличие
«идеи», образа будущего предмета, с которым homo faber в процессе его изго -
товления пребывает один на один в изоляции от всего мира. Эти условия явля -
ются непременными предпосылками мастерства, которое зависит от степени
проникновения мастера в суть проекта (идеи) [1, 16-17].
                                     19

ми из других регионов планеты. Предмет труда глобализируется в том смысле,
что средства коммуникации и транспорта дают возможность перемещать субъ-
ектов, орудия труда и сами природные ресурсы в любой район земли. Это пре-
доставляет странам и народам, лишенным богатых природных ресурсов, воз-
можности промышленного развития, которых они были лишены ранее, и объ-
ясняет, отчасти, появление новых мировых экономических лидеров, например,
таких, как Япония и Южная Корея.
     Во второй половине ХХ в., в результате НТР и ИКР труд в промышленно-
сти в значительной мере интеллектуализировался, и его субъекты имеют дело
не столько с конкретными природными предметами и материалами, сколько с
опосредующей процесс взаимодействия с ними техникой и с информацией, с
символами и знаками, т.е. с идеальной предметностью. Но всеобщим предме-
том труда и в информационно-компьютерную эпоху продолжает оставаться
природа, которая выступает уже не столько в качестве материала, сколько в ка-
честве энергетического источника, без которого, по-прежнему, не может рабо-
тать никакая техника, а человек – существовать.

     4. Духовные составляющие труда
     Процесс труда не сводится только к взаимодействию материальных факто-
ров (субъекта, средств и предмета труда). Как и любая человеческая деятель-
ность, он обязательно включает духовное (чувственно-эмоциональное и рацио-
нальное) содержание, которое характеризуется многообразием входящих в него
идеальных образований. Последние, в свою очередь, отличаются своей значи-
мостью и степенью воздействия на процесс труда и его результаты.
     Одним из духовных образований, которое философами прошлого и совре-
менности рассматривалось как отличительный признак человеческой деятель-
ности, является цель. Еще Аристотель писал о цели как о причине поступков и
действий человека. К. Маркс, анализируя отличия человеческой активности от
жизнедеятельности животных, подчеркивал, что самый плохой архитектор от-
личается от самой хорошей пчелы тем, что у него в голове имеется идеальный
план того, что он собирается воплотить в жизнь, в то время как «трудовая дея-
тельность» пчелы по постройке сот целиком и полностью определяется биоло-
гическими инстинктами. Значение цели как представления о будущем положе-
нии вещей, на которое ориентировано выполняемое действие, способствовало
тому, что она была выделена Т. Парсонсом в его теории социального действия
как особый элемент любого акта человеческого действия [19, 94-95]. М. Хай-
деггер также выделяет цели как составной момент жизненного пространства,
который конституирует его своеобразие наряду с другими моментами, опреде-
ляя направленность жизненных практик. Х. Арендт подчеркивает, что сози-
дающая деятельность (производство) обязательно предполагает наличие
«идеи», образа будущего предмета, с которым homo faber в процессе его изго-
товления пребывает один на один в изоляции от всего мира. Эти условия явля-
ются непременными предпосылками мастерства, которое зависит от степени
проникновения мастера в суть проекта (идеи) [1, 16-17].