Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

17
не отпадает ; она только неопределенна, указывает на любое, среднее» [25, 70-
71], на массового производителя и потребителя .
Таким образом, в срабатываемом изделии происходит встреча не только
разных средств и предметов, но и субъектов (изготовителей и потребителей ) и
мира , в котором все они существуют и бытийствуют. Поскольку мир, в котором
существует субъект , гетерогенен , включает себя разные подмиры (природный и
социальный, публичный и частный), то и в изделии они также присутствуют,
каждый в большей или меньшей мере, в зависимости от специфики предмета.
Но роль вещей - изделий не ограничивается тем , что они являются конечным ре-
зультатом труда . Они выступают также как его непосредственная практическая
цель и как одна из причин (по терминологии Аристотеля, телеологическая), ко-
торые определяют как производство , так и потребление, поскольку именно па-
раметры желаемых продуктов влияют на производство и тенденции его разви-
тия. Независимо от того , рассматриваются ли вещи-изделия как цель, причина
или результат , они превращаются в движущую силу экономического развития.
Кроме того , вещи-изделия являются основными показателями производитель-
ности труда и его полезности, независимо от того , кто является его субъектом:
рабочий или предприниматель, художник или ученый. Если они находят своих
потребителей и успешно ими присваиваются, то это значит , что деятельность
по их производству была качественной, своевременной и результативной.
В социальной реальности результаты труда выступают в качестве
определенных вещей , артефактов культуры . Именно они конституируют
«вторую природу» , материальное тело общества. После своего создания
результаты труда приобретают определенную автономию , занимают место в
социальном пространстве и формируют окружение, мир, контекст, в котором
живут люди , а значит , и самих людей . Отсюда следует , многократно
подчеркивает Х . Арендт , что «мир, в котором движется vita activa, состоит в
существенном аспекте из вещей , являющихся созданием рук человеческих ; и
эти вещи, оказываются, в свою очередь , условием человеческого
существования» [1, 16-17], как и природная среда . Это значит , что они
являются одним из факторов социализации, воспитания людей .
Особенность вещественного наполнения жизненного пространства челове-
ка, усредненной повседневности, в которой протекает его жизнь от рождения
до смерти, заключается в том, что здесь стирается противоположность между
вещами-средствами и вещами-изделиями, между орудиями труда и его резуль-
татами, которая существовала между ними в процессе производства. Многие
вещи-изделия (по отношению к промышленному производству) в быту превра -
щаются в вещи-средства (по отношению к бытовым практикам ). Так, например,
мебель, бытовая техника в домашнем пространстве превращаются в вещи-
средства для осуществления обыденных жизненных практик, т.е. исполняют в
них орудийные, инструментальные роли . При этом мир вещей - изделий , кото-
рый окружает человека в быту, в домашнем пространстве в определенном
смысле важнее, чем вещи-средства, которые он использует на работе, посколь-
ку здесь человек проводит все свое детство , отрочество и юность и получает
первые навыки обращения с миром. Поэтому от того , насколько мир повсе-
                                     17

не отпадает; она только неопределенна, указывает на любое, среднее» [25, 70-
71], на массового производителя и потребителя.
     Таким образом, в срабатываемом изделии происходит встреча не только
разных средств и предметов, но и субъектов (изготовителей и потребителей) и
мира, в котором все они существуют и бытийствуют. Поскольку мир, в котором
существует субъект, гетерогенен, включает себя разные подмиры (природный и
социальный, публичный и частный), то и в изделии они также присутствуют,
каждый в большей или меньшей мере, в зависимости от специфики предмета.
Но роль вещей-изделий не ограничивается тем, что они являются конечным ре-
зультатом труда. Они выступают также как его непосредственная практическая
цель и как одна из причин (по терминологии Аристотеля, телеологическая), ко-
торые определяют как производство, так и потребление, поскольку именно па-
раметры желаемых продуктов влияют на производство и тенденции его разви-
тия. Независимо от того, рассматриваются ли вещи-изделия как цель, причина
или результат, они превращаются в движущую силу экономического развития.
Кроме того, вещи-изделия являются основными показателями производитель-
ности труда и его полезности, независимо от того, кто является его субъектом:
рабочий или предприниматель, художник или ученый. Если они находят своих
потребителей и успешно ими присваиваются, то это значит, что деятельность
по их производству была качественной, своевременной и результативной.
     В социальной реальности результаты труда выступают в качестве
определенных вещей, артефактов культуры. Именно они конституируют
«вторую природу», материальное тело общества. После своего создания
результаты труда приобретают определенную автономию, занимают место в
социальном пространстве и формируют окружение, мир, контекст, в котором
живут люди, а значит, и самих людей. Отсюда следует, многократно
подчеркивает Х. Арендт, что «мир, в котором движется vita activa, состоит в
существенном аспекте из вещей, являющихся созданием рук человеческих; и
эти вещи, … оказываются, в свою очередь, условием человеческого
существования» [1, 16-17], как и природная среда. Это значит, что они
являются одним из факторов социализации, воспитания людей.
     Особенность вещественного наполнения жизненного пространства челове-
ка, усредненной повседневности, в которой протекает его жизнь от рождения
до смерти, заключается в том, что здесь стирается противоположность между
вещами-средствами и вещами-изделиями, между орудиями труда и его резуль-
татами, которая существовала между ними в процессе производства. Многие
вещи-изделия (по отношению к промышленному производству) в быту превра-
щаются в вещи-средства (по отношению к бытовым практикам). Так, например,
мебель, бытовая техника в домашнем пространстве превращаются в вещи-
средства для осуществления обыденных жизненных практик, т.е. исполняют в
них орудийные, инструментальные роли. При этом мир вещей-изделий, кото-
рый окружает человека в быту, в домашнем пространстве в определенном
смысле важнее, чем вещи-средства, которые он использует на работе, посколь-
ку здесь человек проводит все свое детство, отрочество и юность и получает
первые навыки обращения с миром. Поэтому от того, насколько мир повсе-