Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 21 стр.

UptoLike

Составители: 

21
интерпретация в них орудийной составляющей человеческой деятельности
представляет особый интерес .
Волшебные сказки, по законам жанра, всегда содержат трудные задачи ,
принципиально невыполнимые обычными человеческими силами. Поэтому в
них присутствуют волшебные помощники героев звери , люди , предметы . Их
количество велико и разнообразно, но их основные функции сводятся к тому,
что они обеспечивают жизнь и быт героев (одевают, кормят , поят их , строят
им жилища), помогают им в выполнении трудных задач (переносят на рас -
стояния, помогают преодолевать различные препятствия, делают за них невы -
полнимую работу). При наличии единства сюжетных функций и похожести
многих предметов у разных народов (волшебная палочка, скатерть-
самобранка, шапка- невидимка и др .), в их интерпретации и в отношении к ним
можно проследить существенные отличия. В русских сказках это целиком и
полностью волшебные предметы , которые не требуют от героев приложения
собственных усилий для решения трудных задач (за исключением волшебных
мечей , которые необходимы для сражений с неприятелем или с нечистой си-
лой).
В сказках других народов при наличии традиционных волшебных предме-
тов довольно часто встречаются обычные предметы , как правило , орудия тру-
да , наделенные или дополнительными волшебными функциями или выпол-
няющие обычные производственные функции с невозможной в обычных усло -
виях эффективностью и результативностью . В болгарской сказке «Мальчик -
пахарь» главный герой в награду за свое трудолюбие, желание учиться и доб-
роту награждается волшебницей и покупает повозку на железном ходу и же-
лезный плуг. С его помощью и с помощью волшебных телят он выполняет
трудную задачу вспашку царского поля с твердой, как железо, землей . Закан -
чивается сказка тем , что мальчик идет к самому искусному кузнецу и просит
его сковать стальной серп , чтобы жать им ниву народную [21, IV]. В данном
случае волшебные предметы и животные-помощники выполняют те же трудо -
вые функции, что и в реальном крестьянском хозяйстве, но обладают сверхъ-
естественной производственной мощностью . В другой болгарской сказке «Бла -
гословенные орехи» герой за добросовестный труд получает не только сель-
скохозяйственных животных с инвентарем , но и тяжелый плуг, а также жену-
красавицу все, что необходимо для ведения крестьянского хозяйства [21, IV].
Еще более реалистичны китайские сказки. В одной из них («Волшебный пода -
рок») отец обещает сыну сделать такой дар, благодаря которому он никогда не
будет знать нужды . Обещанной наградой оказывается ящичек с настоящими,
«обыкновенными» рабочими инструментами, которые и есть то волшебное
средство , благодаря которому сын всегда будет сыт и обеспечен [21, Ш ].
В русской сказке «Чудесный ящик» присутствует аналогичный сюжетный
мотив волшебного дара [2, 189]. В ней рассказывается о том, как отец -
крестьянин отдал сына мастеру в работники на три года , чтобы тот научил его
всякие вещи делать. Скоро парень научился мастерить дорогие вещи, превзой-
дя самого хозяина. Хозяин испугался будущей конкуренции со стороны своего
ученика и задал ему трудную задачу: найти чудесный ящик под землей . Уче-
                                      21

интерпретация в них орудийной составляющей человеческой деятельности
представляет особый интерес.
     Волшебные сказки, по законам жанра, всегда содержат трудные задачи,
принципиально невыполнимые обычными человеческими силами. Поэтому в
них присутствуют волшебные помощники героев – звери, люди, предметы. Их
количество велико и разнообразно, но их основные функции сводятся к тому,
что они обеспечивают жизнь и быт героев (одевают, кормят, поят их, строят
им жилища), помогают им в выполнении трудных задач (переносят на рас-
стояния, помогают преодолевать различные препятствия, делают за них невы-
полнимую работу). При наличии единства сюжетных функций и похожести
многих предметов у разных народов (волшебная палочка, скатерть-
самобранка, шапка-невидимка и др.), в их интерпретации и в отношении к ним
можно проследить существенные отличия. В русских сказках это целиком и
полностью волшебные предметы, которые не требуют от героев приложения
собственных усилий для решения трудных задач (за исключением волшебных
мечей, которые необходимы для сражений с неприятелем или с нечистой си-
лой).
     В сказках других народов при наличии традиционных волшебных предме-
тов довольно часто встречаются обычные предметы, как правило, орудия тру-
да, наделенные или дополнительными волшебными функциями или выпол-
няющие обычные производственные функции с невозможной в обычных усло-
виях эффективностью и результативностью. В болгарской сказке «Мальчик-
пахарь» главный герой в награду за свое трудолюбие, желание учиться и доб-
роту награждается волшебницей и покупает повозку на железном ходу и же-
лезный плуг. С его помощью и с помощью волшебных телят он выполняет
трудную задачу – вспашку царского поля с твердой, как железо, землей. Закан-
чивается сказка тем, что мальчик идет к самому искусному кузнецу и просит
его сковать стальной серп, чтобы жать им ниву народную [21, IV]. В данном
случае волшебные предметы и животные-помощники выполняют те же трудо-
вые функции, что и в реальном крестьянском хозяйстве, но обладают сверхъ-
естественной производственной мощностью. В другой болгарской сказке «Бла-
гословенные орехи» герой за добросовестный труд получает не только сель-
скохозяйственных животных с инвентарем, но и тяжелый плуг, а также жену-
красавицу – все, что необходимо для ведения крестьянского хозяйства [21, IV].
Еще более реалистичны китайские сказки. В одной из них («Волшебный пода-
рок») отец обещает сыну сделать такой дар, благодаря которому он никогда не
будет знать нужды. Обещанной наградой оказывается ящичек с настоящими,
«обыкновенными» рабочими инструментами, которые и есть то волшебное
средство, благодаря которому сын всегда будет сыт и обеспечен [21, Ш].
     В русской сказке «Чудесный ящик» присутствует аналогичный сюжетный
мотив волшебного дара [2, № 189]. В ней рассказывается о том, как отец-
крестьянин отдал сына мастеру в работники на три года, чтобы тот научил его
всякие вещи делать. Скоро парень научился мастерить дорогие вещи, превзой-
дя самого хозяина. Хозяин испугался будущей конкуренции со стороны своего
ученика и задал ему трудную задачу: найти чудесный ящик под землей. Уче-