Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

20
Однако цель включает в себя не только образ конечного продукта дея-
тельности, но и представление о средствах его достижения, т.е. об орудиях
труда и способах их использования, а также о тех условиях , в которых будет
происходить трудовой процесс. Каждый элемент системы труда (орудия, пред-
мет и процесс труда ) имеют собственный идеальный прообраз в голове у его
субъекта. Кроме того , целевые представления не являются единственными ду-
ховными образованиями, которые актуализируются в процессе деятельности.
Эти образы не являются эмоционально и ценностно нейтральными. Они харак-
теризуются позитивной или негативной окрашенностью , могут включать в себя
побуждения к использованию одних средств и запреты на употребление дру-
гих , предпочтение к одним видам деятельности и пренебрежительное отноше-
ние к другим, т.е. включают в себя чувственно-эмоциональные компоненты и
ценностные предпочтения и ориентации. Так, например, для всех древних об-
ществ был характерен избирательный подход к разным природным предметам :
одни растения и/ или животные признавались пригодными для пользования, по-
требления, разведения, в то время как по отношению к другим это запреща-
лось. В индуизме и буддизме, в соответствии с правилом ахимсы , запрещалось
наносить вред всему живому, особенно животным. Практическая реализация
этого принципа привела, в частности, к тому, что в Индии получило особое
распространение вегетарианство , и сформировалась особая кулинарная культу-
ра , в которой большое значение имеет растительная пища.
Орудия труда , инструменты , средства труда это то, с чем непосредст-
венно имеет дело человек в процессе труда , чем заняты его чувства и мысли ,
поэтому знания о них , их чувственно-эмоциональное восприятие и нравствен -
ное отношение к ним занимают значительную часть трудовой ментальности, а
поскольку физическим трудом на протяжении почти всей истории занималось
подавляющее большинство населения каждой страны, то и идеальным репре-
зентациям орудийной составляющей трудовой деятельности принадлежит
большое место в любой культуре, особенно традиционного типа.
Мотив орудия труда , как показали исследования антропологов, лингвис -
тов, философов, является одним из основных мифологических и фольклорных
мотивов. Само орудие труда , как отмечал Ролан Барт , родственно языку и
брачному обмену в том смысле, что оно так же, как они, порождено стремле-
нием к умножению и само по сути своей является средством умножения. «Со-
ответственно и код орудия зиждется на мотиве трансформации мотиве од-
новременно техническом (превращении материи), магическом (метаморфоза)
и лингвистическом (порождение знаков)» [3, 409]. На самом первом этапе че-
ловеческой истории в интерпретации орудия и объяснении его порождающей
функции преобладала магическая интерпретация, которая не проводила раз-
ницы между трансформируемыми им субстанциями. Происхождение орудий
труда приписывалось мифическим героям- первопредкам , богам и божествам .
Рациональное осознание значения орудий труда , в Европе происходит только
в Новое время. Сказки, являясь промежуточной фазой между мифом и реали -
стической литературой, зафиксировали этот переходный момент между маги-
ческой и рациональной интерпретациями орудий труда в культуре, поэтому
                                    20

     Однако цель включает в себя не только образ конечного продукта дея-
тельности, но и представление о средствах его достижения, т.е. об орудиях
труда и способах их использования, а также о тех условиях, в которых будет
происходить трудовой процесс. Каждый элемент системы труда (орудия, пред-
мет и процесс труда) имеют собственный идеальный прообраз в голове у его
субъекта. Кроме того, целевые представления не являются единственными ду-
ховными образованиями, которые актуализируются в процессе деятельности.
Эти образы не являются эмоционально и ценностно нейтральными. Они харак-
теризуются позитивной или негативной окрашенностью, могут включать в себя
побуждения к использованию одних средств и запреты на употребление дру-
гих, предпочтение к одним видам деятельности и пренебрежительное отноше-
ние к другим, т.е. включают в себя чувственно-эмоциональные компоненты и
ценностные предпочтения и ориентации. Так, например, для всех древних об-
ществ был характерен избирательный подход к разным природным предметам:
одни растения и/или животные признавались пригодными для пользования, по-
требления, разведения, в то время как по отношению к другим это запреща-
лось. В индуизме и буддизме, в соответствии с правилом ахимсы, запрещалось
наносить вред всему живому, особенно животным. Практическая реализация
этого принципа привела, в частности, к тому, что в Индии получило особое
распространение вегетарианство, и сформировалась особая кулинарная культу-
ра, в которой большое значение имеет растительная пища.
     Орудия труда, инструменты, средства труда – это то, с чем непосредст-
венно имеет дело человек в процессе труда, чем заняты его чувства и мысли,
поэтому знания о них, их чувственно-эмоциональное восприятие и нравствен-
ное отношение к ним занимают значительную часть трудовой ментальности, а
поскольку физическим трудом на протяжении почти всей истории занималось
подавляющее большинство населения каждой страны, то и идеальным репре-
зентациям орудийной составляющей трудовой деятельности принадлежит
большое место в любой культуре, особенно традиционного типа.
     Мотив орудия труда, как показали исследования антропологов, лингвис-
тов, философов, является одним из основных мифологических и фольклорных
мотивов. Само орудие труда, как отмечал Ролан Барт, родственно языку и
брачному обмену в том смысле, что оно так же, как они, порождено стремле-
нием к умножению и само по сути своей является средством умножения. «Со-
ответственно и код орудия зиждется на мотиве трансформации – мотиве од-
новременно техническом (превращении материи), магическом (метаморфоза)
и лингвистическом (порождение знаков)» [3, 409]. На самом первом этапе че-
ловеческой истории в интерпретации орудия и объяснении его порождающей
функции преобладала магическая интерпретация, которая не проводила раз-
ницы между трансформируемыми им субстанциями. Происхождение орудий
труда приписывалось мифическим героям-первопредкам, богам и божествам.
Рациональное осознание значения орудий труда, в Европе происходит только
в Новое время. Сказки, являясь промежуточной фазой между мифом и реали-
стической литературой, зафиксировали этот переходный момент между маги-
ческой и рациональной интерпретациями орудий труда в культуре, поэтому