Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

24
ную эволюцию . В средние века христианство не уделяло внимания граду зем -
ному. Царство небесное не могло быть построено из материалов этого мира,
поэтому все, что в нем находилось, подлежало уничтожению и a priori не могло
иметь никакой ценности. Поэтому для христианства характерно отрицательное
отношение ко всему мирскому, земному, особенно к вещественной предметно-
сти. Лишь в эпоху позднего средневековья, когда начинается разложение фео -
дального способа производства, а вместе с ним и кризис традиционного хри-
стианского мировоззрения, теологическая мысль начинает по-новому интер-
претировать мир людей . Он получает нравственное оправдание, теологически
обосновывается возможность эстетического наслаждения им. Если в начале XII
в. тенденция оправдать красоту чувственного мира лишь робко пробивалась
«сквозь густой туман религиозного мистицизма» , то в XIII в. Фома Аквинский
уже явно пытается это сделать [18, 55-56]. Но его полная самодостаточность и
ценность в рамках религиозного мировоззрения в принципе не могли быть при -
знаны. Даже в протестантизме, который допускал, что человек должен работать
ради определенной пользы и выгоды , беречь и умножать свое имущество , оно,
в конечном счете, должно было служить не человеку, а Богу. Поэтому любой
трудящийся человек , в каком бы виде деятельности он ни был занят , должен
был не потреблять и не растрачивать имущество для личных целей , а использо-
вать его для производственных нужд. Признание ценности вещей , любовь к
ним не могли демонстрироваться явно (через накопительство , выставление на-
показ и т . п .). Своеобразной превращенной формой любви к простым, обыден -
ным, повседневным вещам стало появление в Голландии в XVII в., где к этому
времени основную часть населения составляло третье сословие и протестан -
тизм уже был доминирующим религиозным направлением , нового жанра изо-
бразительного искусства натюрморта. Он явился как ответ на своеобразную
установку эпохи по отношению к вещественному миру любить, ценить, но
без особой чувственной привязанности. В дальнейшем мир вещей (одежда , ме-
бель, интерьер) привлекает внимание и литераторов, которые уделяют его лю -
бовному описанию в романах , особенно французских , большое внимание.
Как уже отмечалось выше, вещи это конечные результаты труда . Поэто-
му отношение к ним является воплощением отношения, во - первых, к их созда -
телям, во - вторых, к самому процессу труда . Отрицательное отношение к вещам
как к результатам и конечной цели производительной активности не совмести-
мо с положительным отношением к труду. В противном случае оно обесцени-
вает и обессмысливает саму трудовую деятельность и демонстрирует негатив-
ное отношение к его субъекту.
Одним из ингредиентов духовного наполнения любой практики является
отношение субъекта к самой деятельности, которое имеет в своей основе нрав-
ственное чувство (добросовестное, сознательное отношение или противопо-
ложное ему халатное, пренебрежительное), которое результируется в приобре-
тении и применении определенных профессиональных навыков или в игнори -
ровании их , или в неадекватном их применении. Оно значительно влияет на ка-
чество работы и ее результатов. Характерным примером в этом отношении яв-
ляется японская трудовая культура , в которой огромную роль играет не только
                                     24

ную эволюцию. В средние века христианство не уделяло внимания граду зем-
ному. Царство небесное не могло быть построено из материалов этого мира,
поэтому все, что в нем находилось, подлежало уничтожению и a priori не могло
иметь никакой ценности. Поэтому для христианства характерно отрицательное
отношение ко всему мирскому, земному, особенно к вещественной предметно-
сти. Лишь в эпоху позднего средневековья, когда начинается разложение фео-
дального способа производства, а вместе с ним и кризис традиционного хри-
стианского мировоззрения, теологическая мысль начинает по-новому интер-
претировать мир людей. Он получает нравственное оправдание, теологически
обосновывается возможность эстетического наслаждения им. Если в начале XII
в. тенденция оправдать красоту чувственного мира лишь робко пробивалась
«сквозь густой туман религиозного мистицизма», то в XIII в. Фома Аквинский
уже явно пытается это сделать [18, 55-56]. Но его полная самодостаточность и
ценность в рамках религиозного мировоззрения в принципе не могли быть при-
знаны. Даже в протестантизме, который допускал, что человек должен работать
ради определенной пользы и выгоды, беречь и умножать свое имущество, оно,
в конечном счете, должно было служить не человеку, а Богу. Поэтому любой
трудящийся человек, в каком бы виде деятельности он ни был занят, должен
был не потреблять и не растрачивать имущество для личных целей, а использо-
вать его для производственных нужд. Признание ценности вещей, любовь к
ним не могли демонстрироваться явно (через накопительство, выставление на-
показ и т.п.). Своеобразной превращенной формой любви к простым, обыден-
ным, повседневным вещам стало появление в Голландии в XVII в., где к этому
времени основную часть населения составляло третье сословие и протестан-
тизм уже был доминирующим религиозным направлением, нового жанра изо-
бразительного искусства – натюрморта. Он явился как ответ на своеобразную
установку эпохи по отношению к вещественному миру – любить, ценить, но
без особой чувственной привязанности. В дальнейшем мир вещей (одежда, ме-
бель, интерьер) привлекает внимание и литераторов, которые уделяют его лю-
бовному описанию в романах, особенно французских, большое внимание.
     Как уже отмечалось выше, вещи – это конечные результаты труда. Поэто-
му отношение к ним является воплощением отношения, во-первых, к их созда-
телям, во-вторых, к самому процессу труда. Отрицательное отношение к вещам
как к результатам и конечной цели производительной активности не совмести-
мо с положительным отношением к труду. В противном случае оно обесцени-
вает и обессмысливает саму трудовую деятельность и демонстрирует негатив-
ное отношение к его субъекту.
     Одним из ингредиентов духовного наполнения любой практики является
отношение субъекта к самой деятельности, которое имеет в своей основе нрав-
ственное чувство (добросовестное, сознательное отношение или противопо-
ложное ему халатное, пренебрежительное), которое результируется в приобре-
тении и применении определенных профессиональных навыков или в игнори-
ровании их, или в неадекватном их применении. Оно значительно влияет на ка-
чество работы и ее результатов. Характерным примером в этом отношении яв-
ляется японская трудовая культура, в которой огромную роль играет не только