Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 25 стр.

UptoLike

Составители: 

25
качество конечного результата, но и сам способ делания чего - нибудь дейст-
вия, поведение, технологические процессы [29, 143]. Уже на ранних стадиях
японской истории некоторые виды труда , например, высаживание рассады ри -
са, приобрели художественные формы , стали ритуалами. Этот подход к процес -
су труда сохранился на протяжении веков. Более того , японцы сохранили не
только такое отношение к труду, но и сами старинные технологии. Многие тра-
диционные ремесла- искусства благополучно дожили до современности и даже
сохранили многообразие различных школ и направлений . В чайной церемонии,
например, важны не столько качества самого чая, его вкус и аромат , сколько ее
форма: приготовление чая, поведение хозяев и гостей до , во время и после чае-
пития. В различных видах японского спорта, возведенными японцами в ранг
искусств, также важна не столько конечная цель, сколько совершенное владе -
ние самим видом деятельности, определенными движениями. Акцент на про -
цессе, его формах привел к тому, что в Японии сам процесс часто называется
формой (kata), что подчеркивает то значение, которое в нем имеют эстетиче-
ские моменты . Характеризуя трудовую культуру японцев, исследователи вво -
дят понятие эстетики процесса [29, 143-144], которая рассматривается ими как
характерная черта и важная составляющая трудовой культуры .
В результате в Японии сложилось отличное от западного понимание труда
и отношение к нему. В японском трудовом этосе элементы развлечения и
праздника вплетены в работу или занятие. Работа, игра , полезность и искусство
сосуществуют по принципу симбиотической связи, в соответствии с которым в
синтоизме трактуется взаимоотношение между природным и искусственным,
человеческим и природным, природным и социальным.
В Европе отношение к труду как к особой деятельности пережило слож-
ную эволюцию [11, 46-66]. Полное религиозное оправдание и признание трудо -
вой деятельности, производства как главного призвания человека в земном ми-
ре произошло только в Новое время. Хотя и до сих пор в европейской культуре
отношение к труду остается противоречивым и, по мнению многих исследова-
телей , уступает своей положительной настроенностью и интенсивностью тру-
довому этосу стран конфуцианского региона (Китая, Японии, Кореи).
Все духовные составляющие трудовой деятельности актуализируются ее
субъектом, составляя содержание его внутреннего мира. Но и сам субъект тру-
да может становиться объектом рефлексии и определенного ценностного отно-
шения. То, как он воспринимает себя как работника, какое место отводит тру-
довой идентичности в системе собственной личности, каким образом он ее оце-
нивает , как относится к уровню своей квалификации, все это самым непо-
средственным образом влияет на его деловые качества. Если человек видит се-
бя и ценит в себе прежде всего профессионала , стремится поддерживать и по-
вышать свой профессиональный статус , то такой субъективный образ и само-
оценка способствуют более эффективному и производительному труду, по-
скольку все остальные элементы и сам процесс труда рассматриваются с пози-
ции их соответствия его профессиональному статусу. Если же человек рассмат -
ривает свои трудовые качества как второстепенные в структуре личности, а ве-
дущее место отводит другим своим ипостасям, например, общественнику, или
                                     25

качество конечного результата, но и сам способ делания чего-нибудь – дейст-
вия, поведение, технологические процессы [29, 143]. Уже на ранних стадиях
японской истории некоторые виды труда, например, высаживание рассады ри-
са, приобрели художественные формы, стали ритуалами. Этот подход к процес-
су труда сохранился на протяжении веков. Более того, японцы сохранили не
только такое отношение к труду, но и сами старинные технологии. Многие тра-
диционные ремесла-искусства благополучно дожили до современности и даже
сохранили многообразие различных школ и направлений. В чайной церемонии,
например, важны не столько качества самого чая, его вкус и аромат, сколько ее
форма: приготовление чая, поведение хозяев и гостей до, во время и после чае-
пития. В различных видах японского спорта, возведенными японцами в ранг
искусств, также важна не столько конечная цель, сколько совершенное владе-
ние самим видом деятельности, определенными движениями. Акцент на про-
цессе, его формах привел к тому, что в Японии сам процесс часто называется
формой (kata), что подчеркивает то значение, которое в нем имеют эстетиче-
ские моменты. Характеризуя трудовую культуру японцев, исследователи вво-
дят понятие эстетики процесса [29, 143-144], которая рассматривается ими как
характерная черта и важная составляющая трудовой культуры.
     В результате в Японии сложилось отличное от западного понимание труда
и отношение к нему. В японском трудовом этосе элементы развлечения и
праздника вплетены в работу или занятие. Работа, игра, полезность и искусство
сосуществуют по принципу симбиотической связи, в соответствии с которым в
синтоизме трактуется взаимоотношение между природным и искусственным,
человеческим и природным, природным и социальным.
     В Европе отношение к труду как к особой деятельности пережило слож-
ную эволюцию [11, 46-66]. Полное религиозное оправдание и признание трудо-
вой деятельности, производства как главного призвания человека в земном ми-
ре произошло только в Новое время. Хотя и до сих пор в европейской культуре
отношение к труду остается противоречивым и, по мнению многих исследова-
телей, уступает своей положительной настроенностью и интенсивностью тру-
довому этосу стран конфуцианского региона (Китая, Японии, Кореи).
     Все духовные составляющие трудовой деятельности актуализируются ее
субъектом, составляя содержание его внутреннего мира. Но и сам субъект тру-
да может становиться объектом рефлексии и определенного ценностного отно-
шения. То, как он воспринимает себя как работника, какое место отводит тру-
довой идентичности в системе собственной личности, каким образом он ее оце-
нивает, как относится к уровню своей квалификации, – все это самым непо-
средственным образом влияет на его деловые качества. Если человек видит се-
бя и ценит в себе прежде всего профессионала, стремится поддерживать и по-
вышать свой профессиональный статус, то такой субъективный образ и само-
оценка способствуют более эффективному и производительному труду, по-
скольку все остальные элементы и сам процесс труда рассматриваются с пози-
ции их соответствия его профессиональному статусу. Если же человек рассмат-
ривает свои трудовые качества как второстепенные в структуре личности, а ве-
дущее место отводит другим своим ипостасям, например, общественнику, или