Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 26 стр.

UptoLike

Составители: 

26
семьянину, или другу, или ценит в себе качества, не способствующие профес -
сиональным успехам , или низко оценивает свою трудовую идентичность, то в
таком случае она не будет играть доминирующей роли в структуре его лично-
сти, и он будет меньше стремиться к совершенству в работе. Современная тен -
денция, однако, заключается в росте значения и статуса профессионализма, ко-
торая касается представителей обоих полов, и то, что традиционная семья во
всех развитых в промышленном отношении странах переживает сложные вре-
мена, говорит о том, что большое количество людей , и мужчин , и женщин ,
предпочитают профессиональную самореализации за счет внимания к семье.
Таким образом, духовная составляющая системы труда весьма значитель-
ная и многообразна. Она не сводится только к целям или только к рациональ-
ным составляющим . Она представляет собой определенную совокупность раз-
личных духовных образований (чувственно-эмоциональных и рациональных,
этических и эстетических , знаний и религиозных убеждений и других ) и отно-
шений между ними, т.е. целостную систему, обладающую определенной струк -
турой, изучение которой всегда является центральной проблемой для культуро -
лога [19, 445]. Действенность этой системы , ее влияние на процесс труда зави-
сит от степени ее целостности и когерентности, от того , насколько ее организа-
ционная структура соответствует ее элементам . Если происходит недооценка
какого - это элемента или к нему вырабатывается отрицательное отношение, то в
таком случае духовные ориентации противоречат друг другу и системе в целом,
что, соответственно, ослабляет ее действенность и эффективность.
Необходимо отметить, что отношение к различным элементам труда и к
нему самому может осознаваться, а может оставаться на бессознательном уров-
не, восприниматься как данность; может быть как положительным, так и отри -
цательным. Но в любом случае оно будет оказывать влияние на трудовую прак-
тику и ее результаты .
В заключение характеристики системы духовных составляющих трудовой
деятельности следует подчеркнуть, что она не исчерпывает содержание трудо -
вой культуры . Сами по себе определенные знания, убеждения, ориентации, мо-
тивы могут оставаться нереализованными и существовать на уровне абстракт -
ных представлений , единичных, случайных явлений . Они становятся составной
частью трудовой культуры и ее характерной чертой только в том случае, если
приобретают практический , действенный характер, реализуются в конкретных
действиях , становятся систематическими, повторяющимися практиками, а не
единичными примерами, порывами энтузиазма и вдохновения.
5. Отношения в системе труда
Все элементы системы труда (материальные и духовные) находятся в оп-
ределенных отношениях между собой, имеют пространственно-временные ха-
рактеристики и локализацию . В своей совокупности они образуют организаци-
онную производственную структуру. Маркс выделил два вида производствен -
ных отношений : производственно-технические, которые находятся в прямой и
тесной зависимости от технологии и варьируют в зависимости от отрасли тру-
да , и социальные производственные отношения (собственности, обмена, рас -
                                      26

семьянину, или другу, или ценит в себе качества, не способствующие профес-
сиональным успехам, или низко оценивает свою трудовую идентичность, то в
таком случае она не будет играть доминирующей роли в структуре его лично-
сти, и он будет меньше стремиться к совершенству в работе. Современная тен-
денция, однако, заключается в росте значения и статуса профессионализма, ко-
торая касается представителей обоих полов, и то, что традиционная семья во
всех развитых в промышленном отношении странах переживает сложные вре-
мена, говорит о том, что большое количество людей, и мужчин, и женщин,
предпочитают профессиональную самореализации за счет внимания к семье.
     Таким образом, духовная составляющая системы труда весьма значитель-
ная и многообразна. Она не сводится только к целям или только к рациональ-
ным составляющим. Она представляет собой определенную совокупность раз-
личных духовных образований (чувственно-эмоциональных и рациональных,
этических и эстетических, знаний и религиозных убеждений и других) и отно-
шений между ними, т.е. целостную систему, обладающую определенной струк-
турой, изучение которой всегда является центральной проблемой для культуро-
лога [19, 445]. Действенность этой системы, ее влияние на процесс труда зави-
сит от степени ее целостности и когерентности, от того, насколько ее организа-
ционная структура соответствует ее элементам. Если происходит недооценка
какого-это элемента или к нему вырабатывается отрицательное отношение, то в
таком случае духовные ориентации противоречат друг другу и системе в целом,
что, соответственно, ослабляет ее действенность и эффективность.
     Необходимо отметить, что отношение к различным элементам труда и к
нему самому может осознаваться, а может оставаться на бессознательном уров-
не, восприниматься как данность; может быть как положительным, так и отри-
цательным. Но в любом случае оно будет оказывать влияние на трудовую прак-
тику и ее результаты.
     В заключение характеристики системы духовных составляющих трудовой
деятельности следует подчеркнуть, что она не исчерпывает содержание трудо-
вой культуры. Сами по себе определенные знания, убеждения, ориентации, мо-
тивы могут оставаться нереализованными и существовать на уровне абстракт-
ных представлений, единичных, случайных явлений. Они становятся составной
частью трудовой культуры и ее характерной чертой только в том случае, если
приобретают практический, действенный характер, реализуются в конкретных
действиях, становятся систематическими, повторяющимися практиками, а не
единичными примерами, порывами энтузиазма и вдохновения.

     5. Отношения в системе труда
     Все элементы системы труда (материальные и духовные) находятся в оп-
ределенных отношениях между собой, имеют пространственно-временные ха-
рактеристики и локализацию. В своей совокупности они образуют организаци-
онную производственную структуру. Маркс выделил два вида производствен-
ных отношений: производственно-технические, которые находятся в прямой и
тесной зависимости от технологии и варьируют в зависимости от отрасли тру-
да, и социальные производственные отношения (собственности, обмена, рас-