Современные типы социально-экономических систем. Хаустов Ю.И. - 23 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

45
альном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде,
справедливом распределении, достигает вершин своего развития в трудах и
практической деятельности великих социалистов-утопистов А. Сен-Симона,
Ш. Фурье, Р. Оуэна.
Дальнейшее развитие идей социализма связано с классической школой
политической экономии А. СмитаД. Рикардо, возникновением марксизма, до-
казательством исторической ограниченности капитализма и обоснованием не-
избежности его перехода к более высокому строю.
Исторический опыт показал, что существование и адаптация капита-
лизма к изменяющимся условиям при полном экстенсивном и интенсивном
его развитии осуществляется эволюционно в процессе социализации произ-
водства. Происходящая в недрах капитализма социализация производства по-
требовала дальнейшей разработки теории социализма в русле общей теории
исторического прогресса, предпринятой, в частности, социал-
демократией XX в. от К. Каутского и Э. Бернштейна до теоретиков совре-
менного социалистического Интернационала.
Для понимания закономерностей и этапов развития посткапиталистиче-
ского общества большое значение имеет введенное К. Марксом разграничение
«царства необходимости» и «царства свободы»
6
. По теории капитализма, из-
ложенной в «Капитале» К. Маркса, полным отрицанием капитализма является
коммунизмреальное «царство свободы», в котором обеспечивается незави-
симость человека от материальных условий его существования, а вместе с тем
полное и свободное развитие его индивидуальности. Социализация производ-
ства оказывается переходным состоянием между исчезающим капитализмом и
становящимся коммунизмом.
Она все еще принадлежит «царству необходимости», поскольку процесс
материального производства остается господствующим, и человек еще выну-
жден вести учет своих материальных потребностей, искать источники их
удовлетворения. Психология такого человека не может быть психологией ма-
териальной бедности, которая преследовала человечество на протяжении всей
истории его существования. Поэтому ему трудно представить себе общество,
где материальные потребности будут удовлетворяться так же просто, естест-
венно и незаметно как, например, потребность в воздухе.
Объективно общество развивается в направлении обеспечения свободно-
го и всестороннего развития личности.
Однако требование «введения коммунизма» в экономически слаборазви-
той стране является утопией. Очевидно, в современных условиях коммунизм
не может выступать практической целью политики какой бы то ни было пар-
тии ни в одной стране мира. Человечеству предстоит пройти целую эпоху
многоукладности смешанной экономики и социализации производства, преж-
де чем оно сможет шагнуть из «царства необходимости» в «царство свободы».
6
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25, Ч. 2. С. 892–893.
46
Отсутствовали материальные и духовные предпосылки для перехода
капитализма к социализму и в царской России накануне 1917 г. Здесь всё еще
продолжался процесс первоначального накопления капитала, который со-
провождался сопротивлением мелких собственников и мелких производителей
разоряющему их наступающему капитализму. Борьба против крепнущего ка-
питализма, его критика велись не с позиций более развитого общества, а с до-
капиталистических позиций, с точки зрения идеологии мелкобуржуазного уто-
пического социализма, ставшего выразителем воли и чаяний большинства на-
родакрестьянства. Народ, только что освободившийся от рабства крепостни-
чества и уже успевший возненавидеть рабство капиталистическое, изнуренный
войной и разрухой, жаждал мира, земли, свободы, равенства. Стихийное дви-
жение народных масс к равенству и справедливости «вписывалось» в идеоло-
гию мелкобуржуазного социализма, что позволило большевикам приступить к
его практической реализации и сразу же перейти от задач начатой в феврале
1917 г. буржуазно-демократической революции, не решив их полностью, к за-
дачам социалистической революции.
Ядром системы форм социалистической собственности (включающей
общенародную, кооперативную, собственность общественных организации и
других ассоциаций трудящихся) стала формально провозглашенная общена-
родная собственность на средства производства в виде государственной соб-
ственности. При этом декларировалось, что общенародная собственность ис-
ключает наличие классов или социальных групп, монополизирующих при-
своение средств производства и произведенного продукта, равно как и ли-
шенных их классов и групп. Каждый работник якобы является вместе с тем
собственником обобществленных в масштабе общества средств производства.
Такое соединение в одном лице работника и собственника призвано опре-
делять трудовой и коллективистский характер общенародной собственности, ут-
верждать социальное равенство людей (равное отношение к средствам
производства, всеобщность труда, всеобщее участие в управлении произ-
водством) и тем самым социальную справедливость. Ожидалось, что с ус-
тановлением общенародной собственности работник превращается в под-
линного хозяина средств производства и выпускаемого продукта, что соз-
дает качественно новые стимулы к труду, к рациональному хозяйствова-
нию.
На практике же трудящиеся не стали реальными хозяевами общена-
родной собственности, она была им передана формально, оставаясь в из-
вестном смысле «ничейной». Отчуждение работников от собственности на
средства производства практически не было преодолено, они оставались
подчиненными процессу своего производства, их реальное положение не
изменялось, они по существу, оставались по-прежнему наёмными работни-
ками, превратившись из принадлежности капитала в принадлежность госу-
дарства. Для действительного освобождения труда нужен переворот в про-
изводительных силах, высвобождение человека от «прикованности» к про-
альном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде,             Отсутствовали материальные и духовные предпосылки для перехода
справедливом распределении, достигает вершин своего развития в трудах и      капитализма к социализму и в царской России накануне 1917 г. Здесь всё еще
практической деятельности великих социалистов-утопистов А. Сен-Симона,       продолжался процесс первоначального накопления капитала, который со-
Ш. Фурье, Р. Оуэна.                                                          провождался сопротивлением мелких собственников и мелких производителей
       Дальнейшее развитие идей социализма связано с классической школой     разоряющему их наступающему капитализму. Борьба против крепнущего ка-
политической экономии А. Смита–Д. Рикардо, возникновением марксизма, до-     питализма, его критика велись не с позиций более развитого общества, а с до-
казательством исторической ограниченности капитализма и обоснованием не-     капиталистических позиций, с точки зрения идеологии мелкобуржуазного уто-
избежности его перехода к более высокому строю.                              пического социализма, ставшего выразителем воли и чаяний большинства на-
       Исторический опыт показал, что существование и адаптация капита-      рода – крестьянства. Народ, только что освободившийся от рабства крепостни-
лизма к изменяющимся условиям при полном экстенсивном и интенсивном          чества и уже успевший возненавидеть рабство капиталистическое, изнуренный
его развитии осуществляется эволюционно в процессе социализации произ-       войной и разрухой, жаждал мира, земли, свободы, равенства. Стихийное дви-
водства. Происходящая в недрах капитализма социализация производства по-     жение народных масс к равенству и справедливости «вписывалось» в идеоло-
требовала дальнейшей разработки теории социализма в русле общей теории       гию мелкобуржуазного социализма, что позволило большевикам приступить к
исторического прогресса, предпринятой, в частности, социал-                  его практической реализации и сразу же перейти от задач начатой в феврале
демократией XX в. от К. Каутского и Э. Бернштейна до теоретиков совре-       1917 г. буржуазно-демократической революции, не решив их полностью, к за-
менного социалистического Интернационала.                                    дачам социалистической революции.
       Для понимания закономерностей и этапов развития посткапиталистиче-          Ядром системы форм социалистической собственности (включающей
ского общества большое значение имеет введенное К. Марксом разграничение     общенародную, кооперативную, собственность общественных организации и
«царства необходимости» и «царства свободы» 6. По теории капитализма, из-    других ассоциаций трудящихся) стала формально провозглашенная общена-
ложенной в «Капитале» К. Маркса, полным отрицанием капитализма является      родная собственность на средства производства в виде государственной соб-
коммунизм — реальное «царство свободы», в котором обеспечивается незави-     ственности. При этом декларировалось, что общенародная собственность ис-
симость человека от материальных условий его существования, а вместе с тем   ключает наличие классов или социальных групп, монополизирующих при-
полное и свободное развитие его индивидуальности. Социализация производ-     своение средств производства и произведенного продукта, равно как и ли-
ства оказывается переходным состоянием между исчезающим капитализмом и       шенных их классов и групп. Каждый работник якобы является вместе с тем
становящимся коммунизмом.                                                    собственником обобществленных в масштабе общества средств производства.
       Она все еще принадлежит «царству необходимости», поскольку процесс    Такое соединение в одном лице работника и собственника призвано опре-
материального производства остается господствующим, и человек еще выну-      делять трудовой и коллективистский характер общенародной собственности, ут-
жден вести учет своих материальных потребностей, искать источники их         верждать социальное равенство людей (равное отношение к средствам
удовлетворения. Психология такого человека не может быть психологией ма-     производства, всеобщность труда, всеобщее участие в управлении произ-
териальной бедности, которая преследовала человечество на протяжении всей    водством) и тем самым социальную справедливость. Ожидалось, что с ус-
истории его существования. Поэтому ему трудно представить себе общество,     тановлением общенародной собственности работник превращается в под-
где материальные потребности будут удовлетворяться так же просто, естест-    линного хозяина средств производства и выпускаемого продукта, что соз-
венно и незаметно как, например, потребность в воздухе.                      дает качественно новые стимулы к труду, к рациональному хозяйствова-
       Объективно общество развивается в направлении обеспечения свободно-   нию.
го и всестороннего развития личности.                                              На практике же трудящиеся не стали реальными хозяевами общена-
       Однако требование «введения коммунизма» в экономически слаборазви-    родной собственности, она была им передана формально, оставаясь в из-
той стране является утопией. Очевидно, в современных условиях коммунизм      вестном смысле «ничейной». Отчуждение работников от собственности на
не может выступать практической целью политики какой бы то ни было пар-      средства производства практически не было преодолено, они оставались
тии ни в одной стране мира. Человечеству предстоит пройти целую эпоху        подчиненными процессу своего производства, их реальное положение не
многоукладности смешанной экономики и социализации производства, преж-       изменялось, они по существу, оставались по-прежнему наёмными работни-
де чем оно сможет шагнуть из «царства необходимости» в «царство свободы».    ками, превратившись из принадлежности капитала в принадлежность госу-
                                                                             дарства. Для действительного освобождения труда нужен переворот в про-
6
                                                                             изводительных силах, высвобождение человека от «прикованности» к про-
    Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25, Ч. 2. С. 892–893.
                                                         45                                                      46