ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
368
Природоохранная этика иудейско-христианского служения
Уязвленные утверждением о том, что иудейско-христианское
мировоззрение было в конечном счете ответственным за наступление
современного кризиса окружающей среды, некоторые озабоченные
окружающей средой христиане и иудеи бросили вызов интерпретации Уайтом
(1967) библейского отношения к окружающей среде и ценностей (Barr, 1972). В
конце концов, Бог провозгласил все, что Он создал в течение пяти дней перед
созданием Им человека “хорошим”. Таким образом, выходит, что Бог придал
внутреннюю ценность каждому виду существ, не только человечеству. В самом
деле, текст показывает, что Бог задумывал свое творение наполненным и
изобилующим жизнью:
И Бог сказал: Пусть воды в изобилии носят живые существа, которые
имеют жизнь, и пусть птицы летают над землей в открытой тверди небес. И Бог
создал больших китов и каждое живое существо, которое движется, которое в
изобилии носят воды согласно их роду и каждую крылатую птицу согласно ее
роду: и Бог увидел, что это хорошо. И Бог благословил их, сказав: Плодитесь и
размножайтесь, и наполняйте воды в морях и пусть птицы размножаются на
земле.
(Кн. Бытия 1: 20-22).
Далее, “господство” представляет собой неоднозначное понятие. Что
именно означает для “человека” господствовать над природой? Уайт (1967)
утверждает, что по крайней мере в прошлом иудеи и христиане воспринимали
это как означающее, что людям следует осуществлять деспотическое правление
над природой. Позже в Книге Бытия, однако, Бог поместил Адама (который
может представлять все человеческие существа) в Эдемский сад (который
может представлять всю природу) “чтобы ухаживать за ним и хранить его” (Кн.
Бытия 2: 15). Это показывает, что наше “господство” должно быть господством
заботливого попечителя – служителя – скорее, чем тирана. Но как насчет того,
что только один “человек” создан по образу Бога? Это может быть воспринято
как придающее уникальную ответственность, а не уникальные привелегии
человеческим существам. Как Бог заботится о человечестве, так и мы, которые
созданы по образу Бога, должны заботиться о земле.
Иудейско-христианская этика окружающей среды является элегантной и
мощной. Она также изысканно вписывается в этические требования биологии
охраны природы (Baker, 1996). Иудейско-христианская этика окружающей
среды придает объективную внутреннюю ценность природе самым ясным и
недвусмысленным из способов – по Божьему указу. Но внутренняя ценность
распространяется на виды, а не на индивидуальные особи. Потому что ясно, что
во время своих нескольких актов творения Бог создает виды, “роды”, а не
индивидуальные животные и растения – китов, другими словами, а не
конкретно того кита, который проглотил Иону, или того, которого звали Моби
Дик. Таким образом именно виды, а не индивидуальные особи Бог
провозглашает хорошими. Следовательно, человеческие существа могут
свободно использовать другие живые существа постольку, поскольку мы не
Природоохранная этика иудейско-христианского служения Уязвленные утверждением о том, что иудейско-христианское мировоззрение было в конечном счете ответственным за наступление современного кризиса окружающей среды, некоторые озабоченные окружающей средой христиане и иудеи бросили вызов интерпретации Уайтом (1967) библейского отношения к окружающей среде и ценностей (Barr, 1972). В конце концов, Бог провозгласил все, что Он создал в течение пяти дней перед созданием Им человека “хорошим”. Таким образом, выходит, что Бог придал внутреннюю ценность каждому виду существ, не только человечеству. В самом деле, текст показывает, что Бог задумывал свое творение наполненным и изобилующим жизнью: И Бог сказал: Пусть воды в изобилии носят живые существа, которые имеют жизнь, и пусть птицы летают над землей в открытой тверди небес. И Бог создал больших китов и каждое живое существо, которое движется, которое в изобилии носят воды согласно их роду и каждую крылатую птицу согласно ее роду: и Бог увидел, что это хорошо. И Бог благословил их, сказав: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях и пусть птицы размножаются на земле. (Кн. Бытия 1: 20-22). Далее, “господство” представляет собой неоднозначное понятие. Что именно означает для “человека” господствовать над природой? Уайт (1967) утверждает, что по крайней мере в прошлом иудеи и христиане воспринимали это как означающее, что людям следует осуществлять деспотическое правление над природой. Позже в Книге Бытия, однако, Бог поместил Адама (который может представлять все человеческие существа) в Эдемский сад (который может представлять всю природу) “чтобы ухаживать за ним и хранить его” (Кн. Бытия 2: 15). Это показывает, что наше “господство” должно быть господством заботливого попечителя – служителя – скорее, чем тирана. Но как насчет того, что только один “человек” создан по образу Бога? Это может быть воспринято как придающее уникальную ответственность, а не уникальные привелегии человеческим существам. Как Бог заботится о человечестве, так и мы, которые созданы по образу Бога, должны заботиться о земле. Иудейско-христианская этика окружающей среды является элегантной и мощной. Она также изысканно вписывается в этические требования биологии охраны природы (Baker, 1996). Иудейско-христианская этика окружающей среды придает объективную внутреннюю ценность природе самым ясным и недвусмысленным из способов – по Божьему указу. Но внутренняя ценность распространяется на виды, а не на индивидуальные особи. Потому что ясно, что во время своих нескольких актов творения Бог создает виды, “роды”, а не индивидуальные животные и растения – китов, другими словами, а не конкретно того кита, который проглотил Иону, или того, которого звали Моби Дик. Таким образом именно виды, а не индивидуальные особи Бог провозглашает хорошими. Следовательно, человеческие существа могут свободно использовать другие живые существа постольку, поскольку мы не 368
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 366
- 367
- 368
- 369
- 370
- …
- следующая ›
- последняя »