Экологическая этика. Ильиных И.А. - 370 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

370
Исламских принципов охраны природной окружающей среды”. В то время как
этот примечательный документ заново утверждал отношения использования,
развития и подчинения на благо человека и ради осуществления его интересов”,
он также ясно провозглашает исламскую версию служения: он [человек]
является только распорядителем на земле, а не собственником, пользователем,
а не распределителем или руководителем (Kadr et al., 1983). Саудовские
ученые также подчеркивают справедливое распределение природных
ресурсов не только среди членов настоящих поколений, но и среди членов
будущих поколений. И, как утверждал Нортон (1991), целям охраны природы
хорошо служит то, что будущим человеческим существам присваивается
моральный статус, равный статусу тех, кто живет в настоящее время.
Саудовские ученые нашли отрывки в Коране, которые являются смутно
экологическими; например, Бог породил все виды существ в надлежащем
равновесии” (Kadr et al., 1983).
Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Давид Торо, мыслители, стоявшие у
истоков североамериканской природоохранной философии, испытали влияние
тонких философских доктрин индуизма, крупной религии в Индии.
Индуистская мысль также вдохновляла современную природоохранную
философию Глубинной экологииАндре Нэсса (Naess, 1989). Индусы верят в
то, что в сердце всех явлений существует только одна реальность или бытие.
Бог, другими словами, представляет собой не высшее Существо среди других,
более низких и подчиненных существ, как в иудейско-христианской традиции.
Скорее все существа являются проявлением одного главного Существа, которое
называется Брахман. И вся множественность, все различия являются
иллюзорными или в лучшем случае только видимыми.
Такая точка зрения могла бы не показаться многообещающей отправной
точкой для сохранения биологического разнообразия, поскольку кажется, что
отрицается реальное существование разнообразия, биологического или другого.
Однако в индуистской концепции Брахмана Нэсс (1989) находит аналогию
тому, каким способом экологические отношения объединяют организмы в
системное целое. Как бы там ни было, индуизм недвусмысленно приглашает
человеческие существа идентифицировать себя с другими формами жизни,
потому что все формы жизни разделяют одну и ту же сущность. Вера в то, что
свое собственное внутреннее я”, атман, является как проявление Брахмана
идентичным ядругих существ, ведет к состраданию к ним. Страдания одной
формы жизни это страдания всех других; причинять вред другим существам
означает причинять вред самому себе. Само собой разумеется, этот образ
мышления вдохновил и помог мотивировать одно из наиболее
последовательных и успешных религиозных природоохранных движений в
мире, движение Чипко, которому удалось спасти многие из гималайских лесов
от коммерческой эксплуатации (Guha, 1989; Shiva, 1989).
Джайнизм представляет собой религию с относительно небольшим
количеством приверженцев, но религию очень влиятельную в Индии. Джайны
верят, что каждое живое существо населено нематериальной душой, не менее
чистой и бессмертной, чем человеческая душа. Плохие поступки в прошлых
“Исламских принципов охраны природной окружающей среды”. В то время как
этот примечательный документ заново утверждал “отношения использования,
развития и подчинения на благо человека и ради осуществления его интересов”,
он также ясно провозглашает исламскую версию служения: “он [человек]
является только распорядителем на земле, а не собственником, пользователем,
а не распределителем или руководителем” (Kadr et al., 1983). Саудовские
ученые также подчеркивают справедливое распределение “природных
ресурсов” не только среди членов настоящих поколений, но и среди членов
будущих поколений. И, как утверждал Нортон (1991), целям охраны природы
хорошо служит то, что будущим человеческим существам присваивается
моральный статус, равный статусу тех, кто живет в настоящее время.
Саудовские ученые нашли отрывки в Коране, которые являются смутно
экологическими; например, Бог “породил все виды существ в надлежащем
равновесии” (Kadr et al., 1983).
      Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Давид Торо, мыслители, стоявшие у
истоков североамериканской природоохранной философии, испытали влияние
тонких философских доктрин индуизма, крупной религии в Индии.
Индуистская мысль также вдохновляла современную природоохранную
философию “Глубинной экологии” Андре Нэсса (Naess, 1989). Индусы верят в
то, что в сердце всех явлений существует только одна реальность или бытие.
Бог, другими словами, представляет собой не высшее Существо среди других,
более низких и подчиненных существ, как в иудейско-христианской традиции.
Скорее все существа являются проявлением одного главного Существа, которое
называется Брахман. И вся множественность, все различия являются
иллюзорными или в лучшем случае только видимыми.
      Такая точка зрения могла бы не показаться многообещающей отправной
точкой для сохранения биологического разнообразия, поскольку кажется, что
отрицается реальное существование разнообразия, биологического или другого.
Однако в индуистской концепции Брахмана Нэсс (1989) находит аналогию
тому, каким способом экологические отношения объединяют организмы в
системное целое. Как бы там ни было, индуизм недвусмысленно приглашает
человеческие существа идентифицировать себя с другими формами жизни,
потому что все формы жизни разделяют одну и ту же сущность. Вера в то, что
свое собственное внутреннее “я”, атман, является как проявление Брахмана
идентичным “я” других существ, ведет к состраданию к ним. Страдания одной
формы жизни – это страдания всех других; причинять вред другим существам
означает причинять вред самому себе. Само собой разумеется, этот образ
мышления вдохновил и помог мотивировать одно из наиболее
последовательных и успешных религиозных природоохранных движений в
мире, движение Чипко, которому удалось спасти многие из гималайских лесов
от коммерческой эксплуатации (Guha, 1989; Shiva, 1989).
      Джайнизм представляет собой религию с относительно небольшим
количеством приверженцев, но религию очень влиятельную в Индии. Джайны
верят, что каждое живое существо населено нематериальной душой, не менее
чистой и бессмертной, чем человеческая душа. Плохие поступки в прошлых

                                                                        370