Экологическая этика. Ильиных И.А. - 373 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

373
Другим древним китайским религиозным мировоззрением является
конфуцианство. Для большинства народов, как азиатских, так и западных,
конфуцианство имеет сопутствующее значение консервационизма,
приверженности традиции и общественным формам, сыновнюю
почтительность и покорность феодальному неравенству. Следовательно,
кажется, что оно является малоперспективным как интеллектуальная почва, в
которой можно культивировать природоохранную этику. Эймс (Ames, 1992),
однако, противоречит общепринятой точке зрения: Есть общее основание,
разделяемое учениями классического конфуцианства и даоизма...И то и другое
выражает относящуюся к этому миру заботу о конкретных деталях
непосредственного опыта, а не о ... великих абстракциях и идеалах. И то и
другое признает уникальность, важность и первичность конкретных личностей
и их вклада в мир, выражая в то же самое время экологическую
взаимосвязанность и взаимозависимость этой личности с ее контекстом”.
С конфуцианской точки зрения личность не является отдельной
бессмертной душой, временно проживающей в физическом теле; личность
скорее представляет собой уникальный центр сети отношений. Поскольку его
или ее сущность образована этими отношениями, разрушение собственного
социального или экологического контекста эквивалентно саморазрушению.
Другими словами, биоцид равноценен суициду.
На Западе, поскольку индивидуумы обычно не воспринимаются как прочно
связанные со своим контекстом и зависимые от него, не только в своем
существовании, но в самой своей сущности, можно представить себе, что они
могут остаться сами собой и жить получше за счет как социального, так и
природного окружений. Но с конфуцианской точки зрения невозможно
абстрагировать личности от их контекстов. Таким образом, конфуцианство
предлагает очень твердое основание, на котором можно построить
современную китайскую природоохранную этику.
Биоцентризм
До зарождения этики окружающей среды философы морали в западной
традиции присваивали моральный статус человеческим существам и только
человеческим существам, не апеллируя к мистическому свойству, такому как
образ Бога, но апеллируя к таким наблюдаемым чертам, как рациональность
или лингвистическая способность. Поскольку только люди, утверждали они,
могут рассуждать или разговаривать, только люди достойны этического
обращения. В XVIII столетии Иммануил Кант (Kant, 1959), например,
утверждал, что человеческие существа являются внутренне ценной целью,
потому что мы рациональны, в то время как животные (и другие формы жизни)
есть только инструментально ценными средствами, потому что они таковыми
не являются. Современные философы окружающей среды пытались
сконструировать неантропоцентрическую этику окружающей среды, не
апеллируя к мистическим религиозным концепциям, таким как Бог или Дао,
или универсальная Будда-природа. Некоторые сделали это, утверждая, что
разум и лингвистическая способность являются неподходящими чертами для
      Другим древним китайским религиозным мировоззрением является
конфуцианство. Для большинства народов, как азиатских, так и западных,
конфуцианство     имеет    сопутствующее     значение     консервационизма,
приверженности     традиции    и    общественным     формам,     сыновнюю
почтительность и покорность феодальному неравенству. Следовательно,
кажется, что оно является малоперспективным как интеллектуальная почва, в
которой можно культивировать природоохранную этику. Эймс (Ames, 1992),
однако, противоречит общепринятой точке зрения: “Есть общее основание,
разделяемое учениями классического конфуцианства и даоизма...И то и другое
выражает “относящуюся к этому миру” заботу о конкретных деталях
непосредственного опыта, а не о ... великих абстракциях и идеалах. И то и
другое признает уникальность, важность и первичность конкретных личностей
и их вклада в мир, выражая в то же самое время экологическую
взаимосвязанность и взаимозависимость этой личности с ее контекстом”.
      С конфуцианской точки зрения личность не является отдельной
бессмертной душой, временно проживающей в физическом теле; личность
скорее представляет собой уникальный центр сети отношений. Поскольку его
или ее сущность образована этими отношениями, разрушение собственного
социального или экологического контекста эквивалентно саморазрушению.
Другими словами, биоцид равноценен суициду.
На Западе, поскольку индивидуумы обычно не воспринимаются как прочно
связанные со своим контекстом и зависимые от него, не только в своем
существовании, но в самой своей сущности, можно представить себе, что они
могут остаться сами собой и жить “получше” за счет как социального, так и
природного окружений. Но с конфуцианской точки зрения невозможно
абстрагировать личности от их контекстов. Таким образом, конфуцианство
предлагает очень твердое основание, на котором можно построить
современную китайскую природоохранную этику.

      Биоцентризм
      До зарождения этики окружающей среды философы морали в западной
традиции присваивали моральный статус человеческим существам и только
человеческим существам, не апеллируя к мистическому свойству, такому как
образ Бога, но апеллируя к таким наблюдаемым чертам, как рациональность
или лингвистическая способность. Поскольку только люди, утверждали они,
могут рассуждать или разговаривать, только люди достойны этического
обращения. В XVIII столетии Иммануил Кант (Kant, 1959), например,
утверждал, что человеческие существа являются внутренне ценной целью,
потому что мы рациональны, в то время как животные (и другие формы жизни)
есть только инструментально ценными средствами, потому что они таковыми
не являются. Современные философы окружающей среды пытались
сконструировать неантропоцентрическую этику окружающей среды, не
апеллируя к мистическим религиозным концепциям, таким как Бог или Дао,
или универсальная Будда-природа. Некоторые сделали это, утверждая, что
разум и лингвистическая способность являются неподходящими чертами для

                                                                       373