ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
376
усиливает эффективность выживания и воспроизводства многих видов
организмов. Среди млекопитающих родительская и сыновняя привязанность,
распространившись на других близких родичей, объединила индивидуумов в
небольшие общественные единицы, такие как стаи, стада, группы. Когда одно
млекопитающее – Homo sapiens – приобрело способность к размышлению и
речи, поведение, которое способствовало общественной целостности и
стабильности, было окрещено “хорошим”, а то, которое было
антиобщественным, было окрещено “плохим”. Или как писал Дарвин (1904):
“Ни одно племя не могло держаться вместе, если убийство, грабеж,
предательство и т. д. были бы обычными; следовательно такие преступления в
пределах одного племени “клеймились вечным позором”. Однажды за-
родившись, этика быстро развивалась вместе с ростом и развитием общества.
По словам Дарвина (1904):
По мере того, как человек продвигается в цивилизации и маленькие
племена объединяютсся в более широкие сообщества, самое простое
рассуждение сказало бы каждому индивидууму, что ему следует расширить
свои социальные инстинкты и симпатии на всех членов своей нации, хотя и
лично неизвестных ему. Если эта точка один раз достигается, то остается
только искусственный барьер чтобы помешать его симпатиям
распространиться на людей всех наций и рас.
Сейчас, в конце XX столетия мы, наконец, достигли точки, которую
Дарвин мог только представлять себе в середине XIX: универсальной этики
человеческих прав. Но также на протяжении XX столетия экология открыла (на
самом деле заново открыла, потому что многие племенные народы, кажется,
представляют свою природную окружающую среду в аналогичных терминах),
что человеческие существа являются не только членами разнообразных
человеческих сообществ – от семейного клана до семейства человек – но также
и членами “биотического сообщества”.
От Дарвина мы узнали, что “Вся этика, которая развивалась до сих пор,
опирается на единственную посылку: что индивидуум является членом
сообщества взаимозависимых частей” (Leopold, 1949); а от Леопольда, что
экология сейчас “просто расширяет границы сообщества до включения почв,
вод, растений и животных или коллективно земли”. Если всегда, когда в
прошлом новое сообщество оказывалось признанным, “самое простое
рассуждение говорило каждому индивидууму, что ему следует расширить свои
социальные инстинкты и симпатии”, утверждает Леопольд, тогда то же самое
“самое простое рассуждение” должно снова вступить в действие сейчас, когда
экология информирует нас, что мы являемся членами биотического
сообщества.
Хотя это было почти забыто за прошедшие 200 лет, человеческая этика
всегда имела сильный холистический аспект. То есть человеческие существа
чувствовали, что у них есть долг и обязательства перед их сообществами как
таковыми, так же как и перед индивидуальными членами этих сообществ. В
этом отношении Дарвин (1904) подчеркивал: “действия рассматривались
дикарями и вероятно также рассматривались первобытными людьми как
усиливает эффективность выживания и воспроизводства многих видов организмов. Среди млекопитающих родительская и сыновняя привязанность, распространившись на других близких родичей, объединила индивидуумов в небольшие общественные единицы, такие как стаи, стада, группы. Когда одно млекопитающее – Homo sapiens – приобрело способность к размышлению и речи, поведение, которое способствовало общественной целостности и стабильности, было окрещено “хорошим”, а то, которое было антиобщественным, было окрещено “плохим”. Или как писал Дарвин (1904): “Ни одно племя не могло держаться вместе, если убийство, грабеж, предательство и т. д. были бы обычными; следовательно такие преступления в пределах одного племени “клеймились вечным позором”. Однажды за- родившись, этика быстро развивалась вместе с ростом и развитием общества. По словам Дарвина (1904): По мере того, как человек продвигается в цивилизации и маленькие племена объединяютсся в более широкие сообщества, самое простое рассуждение сказало бы каждому индивидууму, что ему следует расширить свои социальные инстинкты и симпатии на всех членов своей нации, хотя и лично неизвестных ему. Если эта точка один раз достигается, то остается только искусственный барьер чтобы помешать его симпатиям распространиться на людей всех наций и рас. Сейчас, в конце XX столетия мы, наконец, достигли точки, которую Дарвин мог только представлять себе в середине XIX: универсальной этики человеческих прав. Но также на протяжении XX столетия экология открыла (на самом деле заново открыла, потому что многие племенные народы, кажется, представляют свою природную окружающую среду в аналогичных терминах), что человеческие существа являются не только членами разнообразных человеческих сообществ – от семейного клана до семейства человек – но также и членами “биотического сообщества”. От Дарвина мы узнали, что “Вся этика, которая развивалась до сих пор, опирается на единственную посылку: что индивидуум является членом сообщества взаимозависимых частей” (Leopold, 1949); а от Леопольда, что экология сейчас “просто расширяет границы сообщества до включения почв, вод, растений и животных или коллективно земли”. Если всегда, когда в прошлом новое сообщество оказывалось признанным, “самое простое рассуждение говорило каждому индивидууму, что ему следует расширить свои социальные инстинкты и симпатии”, утверждает Леопольд, тогда то же самое “самое простое рассуждение” должно снова вступить в действие сейчас, когда экология информирует нас, что мы являемся членами биотического сообщества. Хотя это было почти забыто за прошедшие 200 лет, человеческая этика всегда имела сильный холистический аспект. То есть человеческие существа чувствовали, что у них есть долг и обязательства перед их сообществами как таковыми, так же как и перед индивидуальными членами этих сообществ. В этом отношении Дарвин (1904) подчеркивал: “действия рассматривались дикарями и вероятно также рассматривались первобытными людьми как 376
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 374
- 375
- 376
- 377
- 378
- …
- следующая ›
- последняя »