Составители:
Рубрика:
100
быть «частью» различных «Я», в каждом из них обретая специфический
индивидуальный «смысловой контекст». (Подобно тому, как одни и те же
буквы и слова входят одновременно в состав различных книг, обретая в
каждой из них специфическое «индивидуальное» смысловое содержание).
Чувственное содержание каждого сознания, напротив, является, с нашей точки
зрения, сугубо приватным, принадлежащим конкретному «Я» и не имеющим
существования вне этого конкретного «Я».
Как соотносятся в таком случае чувственный Космос («Природа») и
Абсолют? Ясно, что Космос - есть лишь временная развертка тех потенций,
которые изначально, сверхвременным образом присутствуют в Абсолюте. Но
Абсолют есть «Умопостигаемый универсум». Следовательно, в нем, наряду с
потенциями того Космоса, в котором мы себя непосредственно обнаруживаем,
должны содержаться и потенции любых возможных (мыслимых) миров. Это
также объясняет тот факт, что обладание Абсолютом в душе не делает нас
всезнающими в отношении чувственной действительности, - в отношении, в
частности, нашего собственного прошлого и будущего. Зная Абсолют, мы
знаем лишь, что вообще возможно и что не возможно. Но мы не знаем, какие
именно возможности перейдут в действительность в тот или иной момент
времени. Мы, также, не знаем априори, в каком из возможных миров мы
находимся - это можно установить только из опыта. Следовательно, наука о
Космосе, о чувственной реальности с необходимостью должна базироваться на
опыте. Лишь математика чисто априорна, поскольку исследует чистые
структуры самого мышления, т.е., в конечном итоге, исследует структуру
Абсолюта. Здесь предмет мышления и само мышление полностью совпадают -
что и обеспечивает абсолютную достоверность (необходимую истинность)
математических результатов. Всеобщность же и общезначимость математики
обеспечивается надындивидуальным статусом исследуемого ей
«Умопостигаемого универсума». Таким образом, математика есть как бы
форма непосредственного богопознания (Отсюда становится понятным мотив
обожествления чисел неоплатониками). Физика же исследует проекции
«божественного ума» в чувственную реальность, в мир актуального бытия, т.е.
имеет дело не с «божественным», но лишь с «богоподобным».
Тождество «Я» и Абсолюта, непосредственное присутствие Абсолюта во
мне, - по видимости уравнивает все души, все личности. Если каждый есть
Абсолют, причем один и тот же нумерически тождественный Абсолют, то как
же мы можем отличаться друг от друга? В чем тогда может заключаться
уникальная индивидуальность каждой конкретной личности?
Если я есть Абсолют, но и всякое существо (другое «Я») - также есть
Абсолют, то это может означать лишь, что я - это «участненный Абсолют».
Однако в чем может заключаться это «участнение»? Отнюдь, конечно, не в том,
что я есть некоторая «часть» Абсолюта, что мое «Я» содержит в себе лишь
какую-то часть содержания, составляющего «Умопостигаемый универсум».
Следует признать, что весь «Умопостигаемый универсум» целиком и
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- …
- следующая ›
- последняя »