Человек и Абсолют. Философское введение в религиозную антропологию. Иванов Е.М. - 99 стр.

UptoLike

Составители: 

99
объективность чувственно постигаемого пространства и времени. Вне нас,
объективно существует лишь «пространственно-временной континуум»,
который в каждом субъекте особым образом распадается на его
индивидуальное пространство и время. Квантовая теория также
непосредственно указывает, что объективным, надындивидуальным статусом
обладают не чувственно воспринимаемые вещи (например, траектории частиц
или какие-либо локализованные в пространстве и времени события), но лишь
некие «объективные тенденции» или «потенции». Таким образом, и наука
также указывает нам на то, что «чувственное» (актуальное), локализованное в
пространстве и времени бытие - существуют лишь индивидуально,
субъективно. Надындивидуальным же, объективным бытием обладает лишь
«мир потенций», находящийся вне пространства и времени (но в
«пространстве-времени» теории относительности это «пространство-время»
можно понимать как единую потенцию раздельно существующих лишь для
отдельных индивидов чувственного пространства и чувственного времени).
Все это не означает, что мы отрицаем актуальное бытие неодушевленных
вещей, что мы встали на точку зрения Беркли и мыслим мир как совокупность
«духов» и Бога, причем последний и вкладывает в индивидуальные души
ощущения. Неодушевленные вещи вполне могут обладать своими
собственными «чувственными переживаниями», своим собственным
приватным «актуальным бытием». Мы лишь утверждаем, что в сфере
актуального, чувственного бытия нет никакой всеобщности, единства. Эта
сфера распадается на множество лишь внешним образом действующих друг на
друга «монад», которые, однако, связаны друг с другом на сверхчувственном
уровне, в сфере потенциального бытия - ибо они укоренены в единой
надындивидуальной сверхчувственной основе - в Абсолюте. Абсолют, с этой
точки зрения, есть не что иное, как «точка», в которой все единичные
«монады», души, вообще любые индивидуальные существа «соприкасаются»,
сливаются в единое целое. Эта сфера, в которой все единичные (в чувственном
плане) вещи единосущны, тождественны в своем бытии.
Напомним, что наша концепция «Я» основана на идее имманентности
«Я» и содержания сознания (не существует трансцендентого содержимому
сознания «Я»). Вместе с тем, мы пришли к выводу, что смысловое поле, а,
следовательно, и любое смысловое содержание нашего сознания, обладает
надындивидуальной природой. Совместить эти две идеи: тождество «Я»
любому содержанию сознания и надындивидуальность смыслового поля,
можно лишь постулируя тождество «Я» именно определенным образом
организованной целостной системе всех моих возможных (чувственных и
сверхчувственных) переживаний, т.е. моему «метафизическому Я». При этом
отдельные «смысловые единицы», сами по себе, лишены индивидуальности,
обладают надындивидуальным статусом и обретают принадлежность к некому
«Я» лишь, когда включены в целостную систему конкретного
«метафизического Я». Т.о. элементы смыслового поля, могут одновременно