Составители:
Рубрика:
97
принципе возможно помыслить. Следовательно, надындивидуальная
реальность, являющаяся непосредственным содержанием моего мышления, -
это и есть Абсолют. Таким образом, Абсолют, который я обнаруживаю в себе,
оказывается не просто основанием моего «Я», моей личности, но обладает
надындивидуальным статусом, является одновременно основанием всякого
«Я», всякой личности вообще.
В моем опыте надындивидуальный Абсолют непосредственно дан мне в
качестве идеи «объективной реальности» как таковой, т.е. в виде идеи Мира,
запредельного моему чувственному восприятию. Легко понять, что идея
«объективной реальности» сама по себе ведет нас к обнаружению в себе
надындивидуального Абсолюта. В самом деле, эта идея, очевидно, по самому
своему смыслу должна указывать за пределы моего «Я», указывать на эту
самую «объективную реальность», существующую за пределами меня самого.
Однако указать я могу лишь на то, что так или иначе присутствует в моем
опыте. Следовательно, если указание на «объективную реальность»
осуществимо, то она, эта реальность, должна «в подлиннике» присутствовать в
моем опыте. Но мое «Я», как мы установили выше, должно непосредственно
совпадать с моим действительным и возможным опытом - я есть все то, что мне
дано, все то, что я так или иначе переживаю, а также могу пережить. В
противном случае «Я» оказывается трансцендентным по отношению к
содержанию собственного опыта, и, следовательно, само не представлено в
этом опыте. О таком «Я» мы, конечно, ничего знать не можем. Значит и
никакой идеи трансцендентного опыту «Я» быть у нас не может. Таким
образом, если «объективная реальность» в подлиннике присутствует в моем
опыте (иначе я не мог бы на нее указывать), то она есть часть меня самого. Но,
по самому смыслу этого понятия, «объективная реальность» - это то, что
находится за пределами меня. Следовательно, она должна одновременно
пребывать и во мне (как нечто, представленное в моем опыте) и вне меня. Так
оно, конечно, и должно быть: идея «трансцендентного», именно как моя идея,
должна быть «во мне», но по своему смыслу - она означает нечто, находящееся
вне меня. Это как бы идея, отрицающая собственную субъективность, свою
причастность только к «внутреннему миру». Эта идея, следовательно, есть
нечто «имманентно-трансцендентное».
Эти парадоксы разрешаются, если мы постулируем многослойную
онтологическую структуру нашей души - ее замкнутость на уровне
чувственности (мы чувственно воспринимаем лишь собственные образы, а не
сами вещи) и «разомкнутость» на уровне мышления (мы мыслим «сами вещи»).
С этой точки зрения Вселенная одновременно трансцендентна моему «Я» (на
уровне чувственности) и имманентна «Я» (на уровне мышления). Иными
словами, в сфере чувственного бытия я обнаруживаю себя внутри Мира в
качестве его крайне малой и незначительной части. В сфере же мысли - Мир
оказывается частью меня самого (как предмет моего мышления), я содержу
весь Мир в себе как основу собственного «Я». Следовательно, Мир
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- …
- следующая ›
- последняя »