Составители:
Рубрика:
96
подлинному, внеположному миру, то мы оказываемся абсолютно замкнутыми
в собственной субъективности. Мы не можем, в таком случае, даже помыслить
«мир вне нас». Ведь невозможно сконструировать «объективность» из
элементов, целиком принадлежащих сфере субъективного. Идея
«объективного» была бы тогда лишь «субъективной идеей» - и никакого
отношения к подлинной объективности, к миру «вне нас» не имела. Но в таком
случае и сама «субъективность» лишалась бы статуса отдельного, приватного
бытия, чего-то ограниченного. Поскольку же я мыслю себя ограниченным, я
тем самым мыслю и то «безграничное» («объективное») от которого я
отграничен. Следовательно, мышление должно обладать способностью
непосредственно указывать за пределы «приватного бытия» субъекта, должно
каким-то образом «схватывать» «сами вещи».
Отсюда, однако, не следует, что всякое мышление абсолютно объективно
и потому безусловно истинно (т.к. полностью совпадает со своим предметом).
Мышление объективно (совпадает с предметом) лишь в своей основе.
Существует, очевидно, «субъективное» мышление - процесс постепенного
рефлексивного раскрытия содержания предмета мысли. Этот процесс
субъективен, «приватен», протекает в сознании конкретного индивида. Но
содержание того, что схватывается в этом процессе мышления - вполне
объективно - это и есть «сама реальность» как она существует вне и независимо
от субъекта. Но эта реальность в каждом мыслительном акте раскрывается
лишь частично, неполно. Эта неполнота - и есть «субъективная» сторона
мышления. Именно неполнота есть основание ложного, основание
заблуждений. Здесь, однако, нужно более детально рассмотреть природу той
реальности, которая, как мы полагаем, «подлинно» (нерепрезентативно) дана
нам в мышлении.
Ясно, что мыслить можно лишь собственные мысли (даже если они и
есть «сами вещи»). Это положение - простая тавтология, оно не может быть
даже оспорено. Следовательно, «надындивидуальная», объективная реальность,
открывающаяся «в подлиннике» в мышлении, - есть реальность тождественная
по своей природе нашей мысли, реальность «мыслеподобная», внечувственная.
Это не мир объектов, но «мир идей». Но идея есть не что иное, как смысл.
Смысл же можно истолковать, как мы показали выше, как «потенциальное
бытие». Следовательно, данная в мышлении «трансцендентная реальность» -
есть «мир смыслов» или «мир потенций». Смыслы, как отмечалось, не
существуют по отдельности. Они существуют как аспекты единого
«смыслового поля». Именно «смысловое поле» и составляет основу нашего
индивидуального мышления - основу «дианойи» и «ноэзиса». Утверждать
объективную, надындивидуальную основу мышления - это, в таком случае, то
же самое, что утверждать надындивидуальный статус «смыслового поля».
«Смысловое поле», как мы установили в предыдущем разделе работы,
взятое с учетом всех возможных «виртуальных» личностей, с необходимостью
содержит в себе «Умопостигаемый универсум», т.е. Абсолют - все, что в
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- …
- следующая ›
- последняя »