Составители:
Рубрика:
98
одновременно и имманентен и трансцендентен моей душе. Это и позволяет нам
иметь осмысленную идею «трансцендентной реальности».
Разомкнутость души именно на уровне мышления – есть, как мы видели,
требование, по сути вытекающее из анализа самой природы мышления. Цель
мышления – получение истины. Если мы что-либо каким-либо образом
аргументируем, то мы тем самым уже принимаем тезис об объективном,
надындивидуальном статусе нашей мысли. В противном случае - если
мышление чисто субъективно, есть лишь нечто «происходящее у меня в
голове», то оно не имеет никакой силы «вне моей головы» - ничего не может
ни доказать, ни опровергнуть. Более того, оно не имеет силы даже и в
отношении самого мыслящего субъекта. Если я «хозяин собственной мысли» –
именно от меня зависит: что есть истина, а что есть ложь. Не я подчинен
истине, но истина подчинена мне. Но тогда я не могу что-либо доказательно
аргументировать, даже адресуясь к самому себе. Мышление, в таком случае,
вообще невозможно: абсурдно прибегать к какой-либо аргументации, если
заранее известно, что она не имеет никакой силы утвердить объективную
(общезначимую) или хотя бы значимую (обязательную) для самого мыслящего
субъекта истину. Но в таком случае и сама концепция «субъективности
мышления» - не может быть рационально обоснована – любая такая концепция
неизбежно будет опровергать саму себя.
Итак, если мышление вообще что-либо значит, то оно «объективно»
(общезначимо), т.е. открывает нам доступ к реальности за пределами нашего
индивидуального «Я», за пределами «чувственного слоя» нашей души.
Трансценедентный мир непосредственно (в подлиннике) дан мне в виде идеи
«Мира в целом», идеи «совокупного бытия всего сущего». Ясно, что данный
мне в мышлении «Мир в целом» не тождественен чувственно постигаемому,
материальному Космосу. Иначе мы обладали бы абсолютным всезнанием
относительно этого материального мира. Поскольку этот «умопостигаемый
Мир» тождественен универсальному, надындивидуальному «смысловому
полю», его следует истолковать как «потенциальную изнанку» чувственного
Космоса или, вернее говоря, как «потенциальное лоно бытия» из которого этот
Космос в том или ином смысле «возникает». Действительно, «смысловое поле»
есть основание моих ощущений. Чувственность и смыслы соотносятся как
актуальное и потенциальное. Надындивидуальное «смысловое поле», таким
образом, есть общая, универсальная потенциальная основа любых чувственных
переживаний любых субъектов. Вместе с тем, нет никаких оснований думать,
что актуальное чувственное бытие обладает какой-либо интерсубъективной
природой. То, что мне чувственно дано - это лишь мои ощущения,
существующие лишь во мне, доступные лишь мне. Пространство и время, в
котором мои ощущения локализованы, - это мое собственное внутреннее
пространство и время, существующее также лишь приватно, субъективно.
Субъективность чувственной реальности непосредственно отражается в
современной неклассической физике. Так, теория относительности отрицает
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- …
- следующая ›
- последняя »