Человек и Абсолют. Философское введение в религиозную антропологию. Иванов Е.М. - 102 стр.

UptoLike

Составители: 

102
от которого я непосредственно отличен. Но отсюда следует, что «не-я» также
должно быть каким-то образом включено в состав моего опыта, дано мне и,
следовательно, также включено в состав моего «Я». «Трансцендентность, не
данная никаким образом в опыте» - это пустое слово. Ведь осмысленность
понятиям придает лишь бытие, на которое они, так или иначе, «указывают». Но
указывать можно лишь на то, что есть в опыте. Следовательно, мы можем
указать «за пределы себя» лишь постольку, поскольку не тождественны сами
себе, непосредственно включены в состав надындивидуального целого
(Абсолюта). Чтобы акт рефлексии состоялся, я должен увидеть собственное
«Я» в его непосредственном соотношении с «не-Я», т.е. я должен «выйти из
себя», «встать на точку зрения Бога» - поистине надындивидуальную точку
зрения. Выходя из себя, я трансцендирую в Абсолют. Я смотрю на мир с точки
зрения Абсолюта, с точки зрения Вечности. Это и есть «объективный» взгляд
на Мир, свойственный нашему мышлению.
Вместе с тем, взгляд на Мир «с точки зрения Бога» - это и есть
философский взгляд на Мир. Философия по своей сути - это рефлексивная
деятельность. Философствуя, мы сходим с чисто объектной установки частных
наук, и принимаем во внимание, во-первых, знание субъекта о мире (как нечто
отличное от самого этого мира), и, во-вторых, принимаем во внимание самого
субъекта познания («Я»). Задача философии - создать целостное
миросозерцание, в котором субъект и его знание занимали бы вполне
определенное место в Универсуме. Иными словами, основная задача
философии - «встроить» субъекта ушу, сознание, «Я») в общую структуру
бытия. Но это возможно лишь на основе рефлексивной установки, которая, как
мы видели, требует нашей причастности к Абсолюту, трансцендируя к
которому мы и можем различать «Я» и «не-Я», и, таким образом, можем
задаваться вопросом об их соотношении, т.е. философствовать.
Философия, таким образом, невозможна без Бога (поскольку по своей
природе и есть «взирание» на Мир с «божественной» точки зрения).
Следовательно, «атеистическая философия» - это нонсенс. Упразднение
универсальной надындивидуальной основы бытия - лишает нас и возможности
философствовать. С другой стороны, сам факт существования философии - и
есть непосредственное доказательство существования Бога.
Задача философии - раскрыть «общий план мироздания» - выполнима
лишь в том случае, если само мироздание во всей своей полноте присутствует в
нашем опыте, т.е. если мы имеем Бога в своей душе. Мир может быть разгадан
лишь в том случае, если мы его сотворцы - непосредственно причастны к
началу, творящему бытие. Мир постижим в силу того, что в нас самих заложен
принцип, управляющий мирами, поскольку этот принцип - есть и наше
собственное основание. Иными словами, Мир может быть понят нами,
поскольку мы внутренне с ним соединены в одно целое, есть одно целое с этим
Миром. Только внутренне родственный нам мир постижим для нас.