Составители:
Рубрика:
104
человеке» в самих основаниях бытия, т.е. в Боге. Нравственная философия,
следовательно, также должна опираться на теологию.
Таким образом, философия невозможна без теологии. Последняя, как
наука о предельных основаниях бытия, есть необходимый раздел философского
знания. Теология, как мы видим, обосновывает саму возможность философии и
с этой точки зрения «атеистическая философия» неизбежно упраздняет саму
себя, не находя вне Бога оснований для своих миросозерцательных
устремлений. В свою очередь философия необходима для понимания смысла
научных теорий. Таким образом, теология необходима не только для
философии, но и для науки. Подлинное знание - это органический синтез
теологии, философии и науки - есть то, что В. Соловьев обозначал как
«свободная теософия».
Рассмотренная нами концепция «укорененность» человеческой души
(«Я») в Абсолюте позволяет нам переосмыслить подход к решению
психофизической проблемы. Выше мы в качестве адекватного решения
психофизической проблемы рассматривали дуализм физического и
психического. Однако, идея укорененности «Я» в Абсолюте заставляет нас
рассматривать физический мир как часть мира духовного – как компоненту
смысловой реальности. В частности, «квантовый кристалл» о котором мы
писали в п. 1.3, оказывается нечем иным, как подсистемой, локализованной
внутри «смыслового поля». Мы видели, что свойства физической реальности и
свойства смысловой реальности – практически идентичны (бескачественность,
вневременность, внепространственность). Бескачественность физической
реальности проявляется в том, что любые чувственные качества относятся с т.з.
физики лишь к внутренним свойствам чувственного восприятия, т.к. сами
физические объекты обладают лишь количественными свойствами, по
отношению к которым «качества» выступают как некий произвольный
субъективный способ «кодового обозначения» того или иного количества
(например, переживаемый цвет выступает в качестве «кодового обозначения»
определенного интервала длин электромагнитных волн). Чувственным
пространству и времени соответствует единое абстрактное пространство-время
теории относительности, которое само по себе не является ни пространством,
ни временем, а некой абстрактной их комбинацией, лишь в сознании субъекта-
наблюдателя разложимой (различным образом для каждого наблюдателя) на
качественно различные и раздельно существующие пространство и время.
С другой стороны, анализ проблемы «трансцендентного предмета
знания» приводит нас к идее «разомкнутости» нашей души на уровне
мышления. Мышление с этой точки зрения – есть как бы род
сверхчувственного восприятия. Причем восприятия непосредственного. В
мышлении нам даны не репрезентации, а «сами вещи» в подлиннике. Если мы
видим не вещи, а образы вещей, то мыслим мы сами вещи. Мышление – это и
есть процесс самообнаружения реальности (бытия) в нашем сознании.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- …
- следующая ›
- последняя »