Составители:
Рубрика:
103
Конечная цель научного познания, как нам представляется - это и есть
раскрытие (хотя бы частичное) той трансцендентной реальности, которая стоит
«за» чувственным, физическим Космосом и является его основанием. Можно
сказать, что наука пытаясь объяснить мир, стремится восстановить
«программу», на основе которой этот мир творится и функционирует. Эта
«программа» - и есть совокупность «законов природы». Законы природы,
очевидно, не есть часть той физической реальности, которая им подчинена. Они
относятся к иному, «идеальному» (сверхчувственному, сверхвременному)
уровню реальности. Но они существуют вполне объективно, независимо от нас
- было бы нелепо думать, что законы природы существуют лишь у нас «в
голове». Следовательно, существует особый, надындивидуальный
«программный» уровень реальности - который и является предметом научного
постижения. Этим и объясняется тот, на первый взгляд странный факт, что
научные конструкции не изоморфны той «чувственной» реальности, которую
они призваны объяснять (например, «пространственно-временной континуум»
теории относительности неизоморфен чувственно постигаемым, вполне
абсолютным, существующим независимо друг от друга пространству и
времени). Теоретическая наука возможна лишь постольку, поскольку наша
душа непосредственно причастна этому «программному» уровню реальности,
сама действуют на основе той же самой «Программы», которой подчинен весь
остальной мир.
Через посредство Абсолюта мы не только способны постигать
«объективную реальность», природу, но и обретаем способность постигать
существование «другого» - существование других людей, как самостоятельных,
подобных нам существ, наделенных свободой воли. Мы способны мыслить
«другие «Я» лишь постольку, поскольку они подлинно присутствуют в составе
нашего опыта, в составе нашего собственного «Я» - именно как «другие Я».
Абсолют обеспечивает нам и возможность взаимопонимания. Мы понимаем
слова и мысли друг друга - лишь постольку, поскольку эти мысли - не есть
только нечто «наше собственное», но также и нечто универсальное, всеобщее в
своей основе. Если бы каждый мыслил лишь свои собственные
индивидуальные мысли, то не было и никакой гарантии, что другие используют
ту же систему смыслов, что и я и, таким образом, способны адекватно понимать
то, что я им пытаюсь сообщить. Чисто приватный мир несообщим другому (как
убедительно доказывал Л. Витгенштейн). Но это не означает, что приватной
реальности не существует. Я способен сообщать другому свои приватные
мысли, чувства, ощущения - лишь соотносясь с ним через ту общую
надындивидуальную почву, в которой мы с ним совместно укоренены.
Следовательно, Абсолют, есть основание не только познания природы, но и
необходимое основание социальной жизни, морали, нравственных чувств.
Собственно и этическая ценность человека, его достоинство, смысл его жизни
в конечном итоге определяется укорененностью именно «человеческого в
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- …
- следующая ›
- последняя »