Человек и Абсолют. Философское введение в религиозную антропологию. Иванов Е.М. - 107 стр.

UptoLike

Составители: 

107
науки. Мы не можем непротиворечивым образом наглядно представить себе
устройство атома, наглядно представить электрон или фотон просто потому,
что они, эти объекты, сами по себе лишены всяких наглядно представимых
свойств. Они лишены качественности, пространственности и временности т.е.
представляют собой нечто сугубо абстрактное нечто, что возможно лишь
помыслить, но невозможно предметно вообразить.
В-пятых, данный подход позволяет объяснить специфическое для
неклассических физических теорий «двухуровневое» описание реальности. В
квантовой теории эта двухуровневость проявляется в виде дуализма описания
физической системы посредством волновой функции и описания этой же
системы посредством набора квантовых наблюдаемых акте измерения).
(Частным случаем этого дуализма является волново-корпускулярный дуализм).
В теории относительности также имеет место дуализм «динамической» и
«статической» версий теории (изначальной версии А. Эйнштейна и
«геометрической» версии Г. Минковского). Для согласования этих уровней
описания требуются дополнительные постулаты, не вытекающие из первых
принципов теории. В квантовой теории, таковым является постулат редукции
волновой функции. В теории относительности согласование версий достигается
путем введения себетождественного наблюдателя с фиксированной
пространственно-временной траекторией, с которой отождествляется далее
временная ось. С нашей точки зрения, этот дуализм непосредственно отражает
двухуровневое, двухслойное строение самой реальности. Для описания этих
уровней реальности требуются различные, даже несовместимые друг с другом,
концептуальные средства, - требуются именно в силу их принципиальной
онтологической разнородности. Необходимость согласовывающих эти уровни
описания процедур наглядно показывает, что теоретический аппарат квантовой
механики и теории относительности версии Минковского) не дает нам
прямого описания той реальности, которую мы непосредственно чувственно
воспринимаем.
Квантовая теория позволяет истолковать реальность, являющуюся
непосредственным предметом научного постижения, как «мир потенций» как
потенциальную изнанку «актуального», пространственного и временного,
чувственно воспринимаемого бытия. Потенциальный характер той реальности,
которая непосредственно открывается нашему мышлению, объясняет, отчасти,
почему мы, имея прямой и непосредственный доступ к «мирооснове», не
обладаем, тем не менее, всезнанием в отношении мира эмпирического. Наше
теоретическое знание имеет отношение лишь к «миру возможного» и только
опосредованным образом может быть соотнесено с «миром действительного».
Хотя «мир действительного» можно истолковать как продукт актуализации тех
структур, которые изначально идеальном образом присутствуют в мире
возможного, но сам этот процесс актуализации, его последовательность не
определяется, видимо, однозначным образом лишь устройством этого мира
возможного. Отсюда проистекает неустранимая эмпиричность физики и