Составители:
Рубрика:
110
Индивидуальная человеческая личность («эмпирическое Я») — есть
продукт самоограничения Абсолютного бытия. Система ограничений, которые
Абсолют накладывает на себя, не только создает «эмпирическое Я», но и, в
качестве его коррелята образует то, что мы называем «природным миром»,
«объективной реальностью» или «материей». «Материя», с этой точки зрения,
— есть не что иное, как некоторая конкретная упорядоченность (а значит и
ограниченность) данного нам опыта, т. е. закономерный характер связи
элементов опыта, а также есть способность этого опыта сопротивляться нашим
волевым усилиям (а, следовательно, и ограничивать нашу свободу действий).
Наиболее общие и неизменные закономерности и ограничения задают
фундаментальную структуру «физической реальности» — т. е. задают те общие
«правила игры», которым подчинена наша Вселенная. Для эмпирического
сознания эти ограничения открываются как «законы природы». Эти «законы
природы» — не есть «отражение» универсальных свойств и взаимосвязей
каких-либо «вещей в себе». Эти законы — и есть сам «природный мир», сама
реальность как таковая. За математическими формулами физики не стоит
ничего, кроме объективного смысла самих этих формул.
Более частные ограничения задают родовые свойства человека и прочих
живых существ. С этой точки зрения, наше тело, наш мозг — есть как бы некие
«материализованные» ограничения, накладываемые на возможный опыт
конкретного эмпирического субъекта. Но эти ограничения имеют уже более
частный характера, они имеют отношение лишь к опыту конкретного
эмпирического «Я». По существу, весь мир есть как бы огромное «мое тело»,
но одни части этого «тела» в большей степени коррелируют с моей
эмпирической личностью, а другие в меньшей. Они образуют как бы
«внутреннее» и «внешнее» мое «тело». (Следовательно, нет жесткой границы
между «моим телом» и «внешним миром». Этим объясняется, почему сознание
не удается привязать к какой-либо локальной структуре внутри мозга.
Сознание, по существу, связано со всем Универсумом, но с разными частями
Универсума оно «коррелирует» в разной степени).
Существуют, видимо, и еще более частные ограничения, которые
ответственны за специфические «индивидуальные особенности» конкретного
эмпирического субъекта. В той мере, в какой субъект меняется в течение
жизни, меняются и эти ограничения.
Если функционалисты сравнивают мозг с компьютером, а сознание – с
введенной в него программой, то мы, напротив, как уже отмечалось, должны
перевернуть это отношение. С нашей точки зрения, сознание можно уподобить
компьютеру, а весь материальный мир, включая тело и мозг, представить как
некоторую определенную программу, загруженную в этот компьютер. Также
как программа – есть система ограничений наложенных на изначальную
универсальность функции компьютера, так и материя – есть система
ограничений, накладываемых Абсолютом на самого себя, делающая его
ограниченным, конкретным, «именно таким, а не иным» участненным
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- …
- следующая ›
- последняя »