Человек и Абсолют. Философское введение в религиозную антропологию. Иванов Е.М. - 112 стр.

UptoLike

Составители: 

112
физические акты (например, повреждения мозга) сопровождаются
«коррелятивными» изменениями функционирования сознания.
Идея коррелятивности физической реальности и человеческого сознания
вполне соответствует, также, той картине реальности, которую рисует нам
неклассическая (квантово-релятивистская) физика. Как уже отмечалось,
согласно принципам квантовой механики конкретные наблюдаемые «события»
имеют место лишь в том случае, если осуществляется «измерение», способное
эти события зафиксировать. Измерение предполагает существование субъекта-
наблюдателя, который организует сам эксперимент и считывает показания с
приборов. Таким образом «актуальная реальность» (поток событий) существует
лишь как нечто соотносительное с наблюдателем, а, следовательно, и
соотносительное с сознанием этого наблюдателя. Никакой независимой он
сознания наблюдателя «событийной (актуальной) реальности» не существует.
Объективный статус можно придать лишь «квантовым потенциям».
Следовательно, «объективно» (независимо от эмпирического субъекта)
существует лишь «Мир возможного» (или «Универсум возможного»)
который можно отождествить с «Универсумом возможного опыта» (т. е.
Абсолютом), и который лишен всякой актуальной событийности (а,
следовательно, есть нечто вневременное и внепространственное). Из этого
«Универсума возможного» субъект-наблюдатель «вычленяет» те или иные
последовательности «реально произошедших» событий.
Учет также и теории относительности, а также анализ некоторых
мысленных экспериментов («кот Шредингера», «друг Вигнера», «парадокс
близнецов» и др.) показывает, что для разных наблюдателей
последовательности «реально произошедших событий» могут существенно
различаться. апример, согласно специальной теории относительности может
различаться порядок временного следования событий). Таким образом,
неклассическая физика вполне подтверждает тезис Шопенгауэра «без субъекта
нет объекта». Актуальная событийная реальность, как в микромире, так и в
мире околосветовых скоростей существует лишь соотносительно с
субъектом-наблюдателем, существует лишь как «внешний» коррелят
эмпирической личности.
По сути, наша концепция лишь обобщает эти выводы неклассической
физики на все актуальное бытие в целом. Весь событийный мир, мир
подчиненный течению времени, существует лишь как «образ» в нашем
сознании. Но этот «образ» имеет опору и вне сознания в «мире потенций».
Этот «мир потенций», рассматриваемый как целое, и образует то, что мы
назвали «Абсолютом». Само пространство и время, как мы их непосредственно
переживаем (как самостоятельные, качественно отличные друг от друга
сущности), как это следует из теории относительности, существуют лишь
соотносительно с конкретным наблюдателем. Объективно же существует
единый «пространственно-временной континуум», который в каждом