Человек и Абсолют. Философское введение в религиозную антропологию. Иванов Е.М. - 90 стр.

UptoLike

Составители: 

90
поскольку никакого отдельного переживания, соответствующего «ощущению
собственного Я», мы не находим, то мы вынуждены признать, что «Я»
тождественно любым переживаниям - я есть все то, что «дано» мне, так или
иначе переживается мной. Но я также есть и все то, что я переживал ранее и
буду переживать в будущем. Поскольку нет никакого «трансцендентного Я», то
субъект всех этих переживаний - это и есть сама сфера субъективного,
рассматриваемая в качестве сверхвременного единства. Но если мой
жизненный путь не является чем-то изначально предопределенным, если я могу
воспринимать все, что захочу, думать о чем угодно, т.е. если я свободен в своих
мыслях и действиях, то в состав этого сверхвременного единства,
составляющего в совокупности мое подлинное «Я», мы должны включить,
наряду с моими «действительными» настоящими, прошлыми и будущими
переживаниями, также и все переживания, которые я мог бы получить и в
любом возможном настоящем, прошлом и будущем. Иными словами, в состав
моей «метафизической» личности, мы должны с необходимостью включить в
качестве некоего «скрытого», «латентного» содержания все возможные
«вариации» моего жизненного пути, все возможные («виртуальные») личности,
которые могли бы существовать в различных условиях как альтернативные
эмпирические реализации моей себетождественной «метафизической
личности».
Это латентное содержание нашего «Я», однако, не следует рассматривать
как нечто абсолютно закрытое, недоступное для субъекта, нечто
непереживаемое. В нашей душе нет и не может быть чего-то абсолютно
скрытого от нас самих - мы не можем «спрятаться» от самих себя. В душе нет
никакого «тайного плана», никакой «изнанки». Следовательно, это «латентное»
содержание нашей души должно быть явным образом представлено в наших
переживаниях, дано нам как некий интегральный «смысл» или «идея».
Поскольку в состав этой идеи должно включаться «все, что только возможно
помыслить», то, естественно, эта идея может быть лишь идеей «единого
мирового целого», «идеей Вселенной». Но эта, одновременно, есть и идея Бога.
Ведь Бог, как мы установили в предыдущем параграфе, это есть не что иное,
как «возможность» бытия нашего мира, а, следовательно, как положительная,
содержательная возможность, - есть также и «идея» бытия мирового целого
(«идеальное основание» этого мирового целого).
Мы действительно способны помыслить «мир в целом» - включая в эту
идею не только то, что существует сейчас или существовало в прошлом, но
также и все то, что может или бы могло существовать - то, что можно назвать
«Универсумом потенций бытия». Более того, этот Универсум (Абсолют) как
целое присутствует в любом нашем акте осмысления - ведь полный смысл
любой вещи раскрывается лишь через соотнесение ее с Абсолютом. В самом
деле, как мы видели - всякий смысл требует интерпретации, но и то,
посредством чего он интерпретируется, также должно быть осмысленным и,
следовательно, также нуждается в интерпретации. Мы сталкиваемся, таким