Составители:
Рубрика:
92
какие-то рамки. «Я» всегда больше любого своего частного определения, всегда
способно дистанцироваться от любого своего оконеченного образа.
Нам могут, однако, справедливо возразить: Бог - это реальный творец
мира - реальный источник всякого бытия. Открытый же нами в собственной
душе Абсолют - это, в лучшем случае, основание лишь нашей собственной
чувственной, интеллектуальной и эмоционально-волевой душевной жизни.
Таким образом, нам нужно еще показать, что Абсолют, являющийся
глубинным основанием нашей собственной душевной жизни, является также и
основанием всякой другой душевной жизни, всякого вообще бытия во
Вселенной. Подлинный Абсолют с необходимостью представляет собой нечто
обладающее надындивидуальным статусом, есть нечто поистине всеобщее и
универсальное. Дойдя до предельных оснований собственной души, мы теперь
должны, по совету Блаженного Августина, «перешагнуть через самого себя»,
выйти за пределы собственного «Я» - чтобы, с одной стороны, «познать
Вселенную и богов», а с другой «обрести себя ограниченным» - т.е. увидеть
себя не просто Абсолютом, но Абсолютом «участненным» (термин Л.П.
Карсавина), обладающим определенной индивидуальностью, и существующим
наряду с другими «участненными Абсолютами». Этот дальнейший
необходимый шаг нашего исследования мы и осуществим в следующем
разделе нашей работы.
3.3 Я в Боге
Итак, нам необходимо показать, что обнаруженный нами внутри
собственной души «Умопостигаемый универсум» - совокупность всего того,
что только возможно помыслить, представить, пережить - не есть нечто только
субъективное, существующее лишь внутри моего «Я», но, напротив, есть
единая, всеобщая надындивидуальная основа всякого «Я», есть не только
потенция моих собственных чувственных переживаний, но есть также и
потенция любых возможных переживаний, любых возможных актуальных
содержаний во Вселенной.
По существу, Бог должен мыслиться как единая (надындивидуальная)
почва в которой укоренено каждое индивидуальное существо во Вселенной.
Именно укорененность в Боге и позволяет нам мыслить мир как нечто
существующее объективно, «вне моего сознания», независимо от моего «Я» и,
соответственно, позволяет нам осознать, что наша собственная душа есть нечто
относительно обособленное от остального мира, приватное, есть конкретное
«Я», противопоставленное «не-Я».
Есть все основания полагать, что нам непосредственно дан лишь наш
собственный «внутренний мир» - мир наших субъективных переживаний. То,
что мы видим, слышим, осязаем, представляем, мыслим - есть лишь наши
собственные ощущения, образы представлений, мысли - которые существуют
«внутри» нашего «Я», являются лишь модификациями нашей собственной
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- …
- следующая ›
- последняя »