Отечественная история. Введение в предмет. Иванов В.Г - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

6
образом представлена в предметной области социальной философии и
философии истории.
К настоящему времени историческая наука не имеет какой-либо
признанной доминирующей исследовательской парадигмы, явно
выраженной предметной области и методологии. Один из видных
современных методологов исторической науки Е. Топольски не без
оснований признает в связи с этим: «До определения предметной
области
методологии истории еще далеко. По сей день не так уж много попыток
более или менее целостного рассмотрения ее проблематики» (Топольски Е.
Методология истории и исторический материализм // Вопросы истории.
1990. 5. С. 5). Однако это не означает, что отечественная история как
учебная дисциплина не должна иметь своего определенного предмета, т.е.
системы
конкретных познавательных задач, решаемых в процессе
изучения.
Предметная область учебной дисциплины предполагает выбор не
только содержательных тематических элементов курса обучения
(дидактических единиц), но и определение сквозной проблематики, что
позволяет рассматривать историческое развитие России в парадигмальной
целостности, с позиций ясно фиксированных, понятных студентам
ключевых познавательных задач объяснительных и принципов. В
противном
случае преподавание отечественной истории в вузе превратится
в краткий пересказ школьной программы.
Поэтому считаем необходимым дополнить тематическую структуру
государственного образовательного стандарта в части дисциплины
«Отечественная история» парадигмально ориентированной составляющей.
В качестве ключевых познавательных проблем предлагаем выделить
следующие:
1. Какова роль исторического познания и сознания в жизни общества, в
удовлетворении
мировоззренческих, идеологических, социально-
практических потребностей и интересов людей?
2. Каким образом можно получить достоверное, объективное знание о
прошлой социальной реальности?
3. В чем заключается познавательная и социально-практическая
продуктивность и ограниченность формационного и
цивилизационного подходов к объяснению и пониманию
исторического процесса?
4. Чем объясняется и в чем выражается отличие эволюции природы
от
процессов социальных изменений (истории общества)? Каковы
универсальные императивы, формы и способы социальных
изменений, отражающие единство мировой истории?
5. Какие фундаментальные факторы обусловливают культурно-
цивилизационное разнообразие исторического развития и его
результатов?