Педагогика и психология. Жуков В.К - 6 стр.

UptoLike

6
времени рассматривали отмену крепостного права как важнейшее
условие для нравственного развития народа и страны, необходимую
предпосылку для борьбы за дальнейший прогресс. "Наше время, писал
К.Д.Ушинский, во многих отношениях важнее Петровых
преобразований: тогда энергетический гений употребил усилие, чтобы
пробудить к деятельности народ; теперь проснувшиеся и получившие
свободу на родные силы сами требуют деятельности". ( Ушинский К.Д.
Т.З С.320)." Уничтожение крепостного состояния, окружавшего
большую часть детей образованного класса крепостною прислугою,
есть самая важная реформа, благодетельные плоды которой не замедлят
обнаружиться в поднятии нравственного уровня в этом классе.
Устройством тысячи самых обдуманных педагогических заведений
нельзя сделать и сотой доли того, что сделало одно уничтожение
крепостной прислуги".(Ушинский К.Д. Т.9 С.369).
С падением крепостного права в сознание русского человека стала
внедряться мысль о единстве и равноправии всех людей, о достоинстве
всякой человеческой личности, о необходимости внимательного и
гуманного отношения к ее нуждам и запросам. Освобождение личности
от сословных, бытовых, семейных, религиозных пут становилось
главной задачей поколения интеллигенции тех лет.
Реформы этого периода вызвали чрезвычайно широкое
демократическое движение, мощный духовный подъем русского
общества, стремление передовых деятелей того времени активно
участвовать в обновлении российской действительности, на править ее
развитие в соответствии со своими представлениями и идеалами,
породили надежду на скорую и полную гибель "прошлых времен". В то
время Россия в буквальном смысле слова, изнемогала под бременем
усиленных надежд, возбужденных крестьянской реформой и теми
преобразованиями, которые ожидались вслед за нею. Все ждали, все
говорили: золотой век не позади нас, а впереди писал М.Е.Салтыков-
Щедрин ( Салтыков-ЩедринМ.Е.. Т.9 С.349). Важнейшим средством
освобождения и развития личности признавалось просвещение. Вера в
силу просвещения была свойственна всем, жаждавшим обновления
русского общества. Широко распространилась идея о необходимости
отстаивать интересы народных масс, прежде всего крестьян, о
выполнении "долга" перед народом. Этот "долг" мог быть уплачен
прежде всего в форме распространения образования и культуры в
народных массах. С этим связано участие широких кругов
интеллигенции в культурно-просветительской работе, создание
воскресных школ, возникновение специальных издательств, развитие
педагогической журналистики и т.п.