Составители:
Рубрика:
4 5
В рассказе «Attalea princeps» Пальма начинает борьбу за осво-
бождение. Она пробивает потолок оранжереи в Ботаническом саду,
выходит ненадолго на свободу, но гибнет. Оказывается, за стенами её
тюрьмы всё печально.
Гаршин хотел выразить в своей сказке понимание красоты под-
вига и стремление к счастью.
Герой рассказа «Красный цветок» – безумец. Он сидит в сумасшед-
шем доме. И мечтает уничтожить «мировое зло». Это зло он видит
в красном цветке, который растёт в саду больницы. Он выходит ночью
в сад и «убивает» красный цветок. Но и сам после этого погибает.
Гаршин жил в очень трудное историческое время, когда после
убийства императора Александра II в стране наступила политическая
реакция, были закрыты
многие газеты и журналы, были ограничены
демократические свободы. Все попытки борьбы за справедливость
кончались неудачно. Сам Гаршин никогда не был революционером
или сторонником насилия. Но он мечтал о победе добра.
Другой русский писатель Антон Чехов в рассказе «Поединок»
пишет о человеке, похожем на Гаршина: «У него был особый талант –
человеческий. Он обладал
тонким чутьем к боли». Вот почему мно-
гие произведения Гаршина очень печальны. Один из его друзей пи-
сал: «Для него мир был полон прекрасного, но он ненавидел зло».
Гаршин был не только писателем, но и художественным крити-
ком. Он ходил на многие выставки и писал статьи о художниках.
В 1888 году
здоровье Гаршина ослабло. Он и раньше нередко стра-
дал тяжёлым душевным расстройством и не раз лежал в больнице.
19 марта 1888 года в возрасте 33 лет Гаршин в состоянии тяжё-
лой тоски бросился в пролёт лестницы и 24 марта того же года скон-
чался.
Горький писал о нём так: «Русский писатель – это лицо почти
героическое
, изумительной искренности и великой любви живой».
Гуманизм Гаршина, его любовь к людям, к своей стране, его «че-
ловеческий талант» позволили ему занять достойное место в русской
литературе.
Краткая история создания рассказа «Художники»
Рассказ впервые был напечатан в журнале «Отечественные за-
писки» в 1879 г.
Размышления о целях и назначении искусства пронизывали
и
критическую деятельность Гаршина, которому принадлежит ряд ста-
тей о живописи. Рассказ «Художники» непосредственно связан с теми
спорами о задачах искусства, которые велись вокруг деятельности
художников-передвижников. Рябинин и Дедов представляют две диа-
метрально противоположные точки зрения: Дедов – сторонник «чис-
того искусства», а Рябинин – противник этой теории и считает, что
искусство должно «убивать
спокойствие, ударять в сердце». В рас-
сказе отразились впечатления Гаршина от картины Н. А. Яковенко
«Кочегар» (писатель видел её на передвижной выставке 1878 г.)
и от труда рабочих-заклёпщиков, «глухарей», которых Гаршину при-
шлось лично наблюдать. Под художественным критиком В. С., одоб-
ряющим направление таланта Рябинина, подразумевается, очевидно,
известный русский критик В
. Стасов.
Задание 2. Расскажите о жизненном и творческом пути писате-
ля и об истории создания рассказа.
Задание 3. Прочитайте текст I «Дедов».
Текст I
«Дедов»
Сегодня я чувствую себя так, как будто бы гора свалилась
с моих плеч. Счастье было так неожиданно! Долой инженерские по-
гоны, долой инструменты и сметы!
Но не стыдно ли
так радоваться смерти бедной тетки только по-
тому, что она оставила наследство, дающее мне возможность бросить
службу? Правда, ведь она, умирая, просила меня отдаться вполне мо-
ему любимому занятию, и теперь я радуюсь, между прочим,
и тому, что исполняю её горячее желание. Это было вчера... Какую
изумлённую физиономию сделал наш шеф,
когда узнал, что я бросаю
службу! А когда я объяснил ему цель, с которою я делаю это, он про-
сто разинул рот.
– Из любви к искусству?.. Мм!.. Подавайте прошение.
И не сказал больше ничего, повернулся и ушёл. Но мне ничего
больше и не было нужно. Я свободен, я художник! Не верх
ли это
счастья?