ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
21
ной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоцио-
нальному содержанию. Такова пауза между двумя предложениями
из рассказа Е. Пермяка «Знакомые следы»: «…Да кто услышит его в
глухом зимнем безлюдном лесу. || И вдруг Никита увидел знакомые
следы». Значительная пауза дает возможность осознать ужас поло-
жения мальчика и оправдывает резкую перемену тона
.
Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульминации-
онной части сказки, рядом с ярким эпитетом, сравнением.
3. Темп и ритм чтения.
Темп чтения – степень быстроты произношения текста. Он
также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выра-
зительного чтения – соответствие его темпу устной речи: слишком
быстрое чтение, как и чересчур медленное
, с излишними паузами,
трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуе-
мой в тексте, темп может меняться, ускоряясь или замедляясь соот-
ветственно содержанию. Например: басни Крылова «Зеркало и
Обезьяна», «Слон и Моська» (суетливость Обезьяны и резонерская
реплика Медведя; вертлявая Моська и степенная Шавка).
Ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномер-
ность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение.
Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или
плавность, напевность) зависит от размера, которым написано сти-
хотворение, т.е. чередования ударных и безударных слогов. Но надо
приучать детей при выборе ритма в каждом конкретном случае ис-
ходить из содержания произведения, определяя, о чем говорится
в
нем, какая картина рисуется, иначе при чтении могут возникать
ошибки. Например:
Пришла, рассыпалась: клоками
Повисла на суках дубов… (А.С. Пушкин).
Или
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят. (А.А. Фет).
Делая построчные паузы, ученики выбирают неверный ритм,
и картина нарушается.
22
4. Мелодика речи (повышение и понижение тона голоса).
Иногда называется интонацией в узком смысле. Голос понижается в
конце повествовательного предложения, повышается на смысловом
центре вопроса, поднимается вверх, а затем резко падает на месте
тире. Но, кроме этих синтаксически обусловленных изменений вы-
соты тона, есть еще и интонация смысловая или психологическая,
которая
определяется содержанием и нашим к нему отношением.
5. Основная эмоциональная окраска (тембр). Вопрос об эмо-
циональной окраске обычно ставится после полного или частичного
анализа произведения. Недопустимо директивное указание тона:
читать весело или грустно. Только тогда выразительность будет ис-
кренней, живой и богатой, когда мы сможет разбудить в ученике
стремление передать свое
понимание прочитанного. А это возможно
при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа.
Например: чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тиши-
не» и разбор его образных средств готовят учащихся к беседе: мож-
но ли назвать эту девочку другом мамы? Почему? Как вы понимаете
слова: «Мало ль я чего хочу!» Кому девочка
их говорит? Как она их
говорит: громко или тихо? Укажите в тексте слова, которые напо-
минают нам, что все притихло.
После такой беседы дети сознательно последуют совету: при-
готовьтесь читать так, как будто вы рассказываете о своей маме.
Чтение учеников приобретает живую, естественную окраску, инто-
нация становится осмысленной и психологически
оправданной.
Для формирования выразительного чтения ученики должны
овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа
произведения, а также умениями пользоваться интонационными
средствами выразительности.
Рассмотрим конкретно каждое умение, последовательность
его введения и способы действия при обучении.
Из ряда умений, связанных с анализом текста, мы выделили
умение разбираться в эмоциональном настрое произведения, а так
-
же его героев, автора; умение представлять в своем воображении
картины, события, лица на основе так называемых «словесных кар-
тин»; умение постигать смысл описанных событий и фактов, созда-
вать о них свои суждения и выражать к ним свое определенное от-
ной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоцио- 4. Мелодика речи (повышение и понижение тона голоса). нальному содержанию. Такова пауза между двумя предложениями Иногда называется интонацией в узком смысле. Голос понижается в из рассказа Е. Пермяка «Знакомые следы»: «…Да кто услышит его в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом глухом зимнем безлюдном лесу. || И вдруг Никита увидел знакомые центре вопроса, поднимается вверх, а затем резко падает на месте следы». Значительная пауза дает возможность осознать ужас поло- тире. Но, кроме этих синтаксически обусловленных изменений вы- жения мальчика и оправдывает резкую перемену тона. соты тона, есть еще и интонация смысловая или психологическая, Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульминации- которая определяется содержанием и нашим к нему отношением. онной части сказки, рядом с ярким эпитетом, сравнением. 5. Основная эмоциональная окраска (тембр). Вопрос об эмо- 3. Темп и ритм чтения. циональной окраске обычно ставится после полного или частичного Темп чтения – степень быстроты произношения текста. Он анализа произведения. Недопустимо директивное указание тона: также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выра- читать весело или грустно. Только тогда выразительность будет ис- зительного чтения – соответствие его темпу устной речи: слишком кренней, живой и богатой, когда мы сможет разбудить в ученике быстрое чтение, как и чересчур медленное, с излишними паузами, стремление передать свое понимание прочитанного. А это возможно трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуе- при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа. мой в тексте, темп может меняться, ускоряясь или замедляясь соот- Например: чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тиши- ветственно содержанию. Например: басни Крылова «Зеркало и не» и разбор его образных средств готовят учащихся к беседе: мож- Обезьяна», «Слон и Моська» (суетливость Обезьяны и резонерская но ли назвать эту девочку другом мамы? Почему? Как вы понимаете реплика Медведя; вертлявая Моська и степенная Шавка). слова: «Мало ль я чего хочу!» Кому девочка их говорит? Как она их Ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномер- говорит: громко или тихо? Укажите в тексте слова, которые напо- ность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. минают нам, что все притихло. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или После такой беседы дети сознательно последуют совету: при- плавность, напевность) зависит от размера, которым написано сти- готовьтесь читать так, как будто вы рассказываете о своей маме. хотворение, т.е. чередования ударных и безударных слогов. Но надо Чтение учеников приобретает живую, естественную окраску, инто- приучать детей при выборе ритма в каждом конкретном случае ис- нация становится осмысленной и психологически оправданной. ходить из содержания произведения, определяя, о чем говорится в Для формирования выразительного чтения ученики должны нем, какая картина рисуется, иначе при чтении могут возникать овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа ошибки. Например: произведения, а также умениями пользоваться интонационными Пришла, рассыпалась: клоками средствами выразительности. Повисла на суках дубов… (А.С. Пушкин). Рассмотрим конкретно каждое умение, последовательность Или его введения и способы действия при обучении. Словно как с испугу Из ряда умений, связанных с анализом текста, мы выделили Раскричавшись, к югу умение разбираться в эмоциональном настрое произведения, а так- Журавли летят. (А.А. Фет). же его героев, автора; умение представлять в своем воображении Делая построчные паузы, ученики выбирают неверный ритм, картины, события, лица на основе так называемых «словесных кар- и картина нарушается. тин»; умение постигать смысл описанных событий и фактов, созда- вать о них свои суждения и выражать к ним свое определенное от- 21 22
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »