Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе. Калашникова С.Г. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

23
ношение; умение определять задачу своего чтениячто сообщается
слушателям, какие мысли и чувства возникли у героев и читателя.
Выявление задачи чтения связано с пониманием подтекста.
Умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произве-
дения (например, стихотворения) или понять состояние героя вклю-
чает в себя определенные микроумения: способность находить в
тексте слова, отражающие
эмоциональное состояние героя, опреде-
лять это состояние, соотносить героя с его поступками, проникаться
сочувствием, симпатией или антипатией к нему, т. е. умение опре-
делять свое отношение к герою, отношение к нему автора, а затем
решать, какие будут использованы интонационные средства для пе-
редачи всего этого при чтении вслух.
Формировать указанные
умения можно следующим образом.
Покажем это на примере сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая
Шейка». После первичного чтения и разбора содержания определя-
ется общая эмоциональная направленность произведения или со-
стояние героя, отношение к нему: какое чувство вызвала у вас судь-
ба уточки? (ее жаль). А какие чувства испытывала сама Серая Шей-
ка
? (страха, одиночества, очень боялась Лисы). Какие слова исполь-
зует автор, чтобы показать состояние уточки (думала с ужасом, бы-
ла в отчаянии, трепетала, замерло сердце)? Нужно обратить внима-
ние на синонимику глаголов, передающих состояние героини. Здесь
наблюдается градация синонимов.
Также герои соотносятся с их поступками, эмоциональное со-
стояние каждого определяется по
словам действующих лиц или ав-
тора. Например: Серую Шейку Заяц называет «бедной», «беззащит-
ной»; он ей сочувствует. А Лиса злорадствует и радуется беде Уточ-
ки. В этом произведении отношения лежат на поверхности, их легко
установить по словам автора, поэтому дети определят нужную ин-
тонацию.
Следующая ступень более сложнаяопределение скрытых
чувств
, подтекста. Выявляется эмоциональное восприятие поступка,
состояние героя. Более сложной является ситуация, когда на протя-
жении действия меняется эмоциональное состояние героя. Напри-
мер: в начале рассказа Н. Носова «Огурцы» герой радуется огурцам,
не осознавая своей вины, затем плачет от стыда и в конце испыты-
24
вает облегчение, даже радость, оттого что сумел загладить вину.
Это нужно передать в чтении.
Сложным является умение определять в тексте основную за-
дачу чтения. Задача чтенияэто «осознанное желание читающего
вызвать у слушателя определенное отношение к содержанию тек-
ста» (Т. Завадская). Это умение включает ряд частных умений: уме-
ние понимать мысли
героев, сопереживать им, представлять ситуа-
цию, в которой оказывается герой, определять свое отношение к
событиям и находить интонационные средства для его выражения.
Приведем пример. Читается «Волшебное слово» В. Осеевой.
После первичного чтения выявляется первоначальное восприятие:
почему Павлик был зол на весь мир? Кто в этом виноват? При по-
вторном чтении
рассматривается 1-й эпизод: разговор Павлика со
стариком. Определяется состояние мальчика. (Он сердит, разгова-
ривает со стариком грубо, считает виноватыми всех.) Рисуется сло-
весная картина «Разговор Павлика со стариком». Выясняется отно-
шение детей к Павлику. (Он неправ, очень груб.) После этого опре-
деляется задача чтения этого эпизода: читая слова Павлика, расска-
зывающего
о своих «несчастьях» старику, мы должны помочь слу-
шающим нас осудить Павлика за грубость.
И только после определения задач чтения пробуется соответ-
ствующая ей интонация: Павлик говорит резко, бессвязно, грубо,
бубнит, возмущается.
Что касается степени осознания задачи чтения, то она нахо-
дится в прямой зависимости от понимания учениками ситуаций, в
которых оказываются герои произведения. В 3 и 4 классах дети все
чаще встречаются в художественных произведениях с такими си-
туациями, которых не было в их личном опыте. Это более сложная
ступень в осознании задачи чтения, которая становится доступной
учащимся начальной школы благодаря специальному анализу.
Выразительность чтения в результате осознания его задачи
значительно повышается
, так как ученик стремится донести до слу-
шателей то, что понимает и чувствует сам, что наиболее интересно
и важно в тексте с его точки зрения.
ношение; умение определять задачу своего чтения – что сообщается     вает облегчение, даже радость, оттого что сумел загладить вину.
слушателям, какие мысли и чувства возникли у героев и читателя.      Это нужно передать в чтении.
Выявление задачи чтения связано с пониманием подтекста.                    Сложным является умение определять в тексте основную за-
      Умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произве-       дачу чтения. Задача чтения – это «осознанное желание читающего
дения (например, стихотворения) или понять состояние героя вклю-     вызвать у слушателя определенное отношение к содержанию тек-
чает в себя определенные микроумения: способность находить в         ста» (Т. Завадская). Это умение включает ряд частных умений: уме-
тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя, опреде-      ние понимать мысли героев, сопереживать им, представлять ситуа-
лять это состояние, соотносить героя с его поступками, проникаться   цию, в которой оказывается герой, определять свое отношение к
сочувствием, симпатией или антипатией к нему, т. е. умение опре-     событиям и находить интонационные средства для его выражения.
делять свое отношение к герою, отношение к нему автора, а затем            Приведем пример. Читается «Волшебное слово» В. Осеевой.
решать, какие будут использованы интонационные средства для пе-      После первичного чтения выявляется первоначальное восприятие:
редачи всего этого при чтении вслух.                                 почему Павлик был зол на весь мир? Кто в этом виноват? При по-
      Формировать указанные умения можно следующим образом.          вторном чтении рассматривается 1-й эпизод: разговор Павлика со
      Покажем это на примере сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая        стариком. Определяется состояние мальчика. (Он сердит, разгова-
Шейка». После первичного чтения и разбора содержания определя-       ривает со стариком грубо, считает виноватыми всех.) Рисуется сло-
ется общая эмоциональная направленность произведения или со-         весная картина «Разговор Павлика со стариком». Выясняется отно-
стояние героя, отношение к нему: какое чувство вызвала у вас судь-   шение детей к Павлику. (Он неправ, очень груб.) После этого опре-
ба уточки? (ее жаль). А какие чувства испытывала сама Серая Шей-     деляется задача чтения этого эпизода: читая слова Павлика, расска-
ка? (страха, одиночества, очень боялась Лисы). Какие слова исполь-   зывающего о своих «несчастьях» старику, мы должны помочь слу-
зует автор, чтобы показать состояние уточки (думала с ужасом, бы-    шающим нас осудить Павлика за грубость.
ла в отчаянии, трепетала, замерло сердце)? Нужно обратить внима-           И только после определения задач чтения пробуется соответ-
ние на синонимику глаголов, передающих состояние героини. Здесь      ствующая ей интонация: Павлик говорит резко, бессвязно, грубо,
наблюдается градация синонимов.                                      бубнит, возмущается.
      Также герои соотносятся с их поступками, эмоциональное со-           Что касается степени осознания задачи чтения, то она нахо-
стояние каждого определяется по словам действующих лиц или ав-       дится в прямой зависимости от понимания учениками ситуаций, в
тора. Например: Серую Шейку Заяц называет «бедной», «беззащит-       которых оказываются герои произведения. В 3 и 4 классах дети все
ной»; он ей сочувствует. А Лиса злорадствует и радуется беде Уточ-   чаще встречаются в художественных произведениях с такими си-
ки. В этом произведении отношения лежат на поверхности, их легко     туациями, которых не было в их личном опыте. Это более сложная
установить по словам автора, поэтому дети определят нужную ин-       ступень в осознании задачи чтения, которая становится доступной
тонацию.                                                             учащимся начальной школы благодаря специальному анализу.
      Следующая ступень более сложная – определение скрытых                Выразительность чтения в результате осознания его задачи
чувств, подтекста. Выявляется эмоциональное восприятие поступка,     значительно повышается, так как ученик стремится донести до слу-
состояние героя. Более сложной является ситуация, когда на протя-    шателей то, что понимает и чувствует сам, что наиболее интересно
жении действия меняется эмоциональное состояние героя. Напри-        и важно в тексте с его точки зрения.
мер: в начале рассказа Н. Носова «Огурцы» герой радуется огурцам,
не осознавая своей вины, затем плачет от стыда и в конце испыты-

                               23                                                                   24