ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
35
Затем обращаемся к словам, в которых и заключается основ-
ное содержание. Какие слова мы подчеркнем в первом абзаце? (то-
ропился, второпях, подавился, бобовое зернышко, словно мертвый
лежит). Найдите важные слова во втором абзаце: перепугалась ку-
рочка, бросилась, маслице, горлышко смазать).
Когда содержание усвоено, обращается внимание на тревогу
курочки за братца, и
учащиеся с помощью выделенных слов опре-
деляют, как же относилась Курочка к Петушку? (заботилась, люби-
ла). А что вы думаете о другом герое? Понял ли он, сколько хлопот
доставил Курочке? Эти вопросы помогут понять детям, что Пету-
шок был непослушным, беззаботным, хотя в тексте прямо об этом
не говорится.
Можно
сделать акцент на звеньях композиционной цепочки,
проследить, как шаг за шагом преодолеваются препятствия.
Далее можно перейти к пересказу текста сказки. Пересказ –
это не только прием, развивающий речь учащихся, но и средство,
которое показывает, насколько ученик понял текст. Предваритель-
ная работа по анализу сказки поможет ученикам рассказать ее, так
как они уже
запомнили героев, зафиксировали основные слова, ко-
торые помогли им понять и пересказать ее. При этом важно также
передать правильные интонации: просьбу, беспокойство, тревогу,
стремление помочь попавшему в беду Петушку. Если позволит вре-
мя, можно перечитать сказку по ролям.
Итак, работая над сознательным чтением, необходимо учиты-
вать три уровня освоения текста:
1) восприятие фактического содержания, т. е. сюжетной, со-
бытийной основы;
2) понимание причинно-следственных отношений между со-
бытиями, мотивами, поступками героев, т. е. подтекста;
3) осознание основной идеи произведения, его общего на-
строения, авторской оценки описываемых событий и собственного
отношения к нему.
Чтобы формировать у учащихся навыки сознательного чте-
ния, необходимо учить
их:
– выяснять значения незнакомых слов и выражений, что явля-
ется основой понимания фактического содержания текста;
36
– воссоздавать в воображении то, что описано в произведе-
нии;
– сопоставлять факты, поступки, события для нахождения
причинно-следственных связей между ними;
– воспринимать различные оттенки значений слов и синтакси-
ческих конструкций, что основано на анализе языковых средств;
– понимать главную мысль произведения;
– осознавать авторскую оценку описанных событий и героев;
– определять собственное
отношение к героям, их поступкам
и произведению в целом;
– осмысливать факты окружающей действительности через
призму прочитанного.
Основной метод работы над пониманием прочитанного – бе-
седа. Для отработки сознательного чтения на первых порах разбор
прочитанного следует начинать с вопросов и заданий, обеспечи-
вающих первый уровень понимания текста, т. е. таких, которые по
-
могают детям правильно воспринимать фактическое содержание,
предметный план прочитанного. Например, к рассказу Л. Толстого
«Котенок»: «Как дети обнаружили пропавшую кошку?», «Как вы-
глядел котенок, которого дети оставили себе?» Но построение бесе-
ды не должно ограничиваться воспроизведением фактического со-
держания текста, необходимо обеспечивать также 2-й и 3-й уровни
понимания прочитанного. Например
: «Как нужно обращаться с жи-
вотными, живущими рядом с нами?», «Чему учит нас этот рассказ?»
(Л. Толстой «Котенок»).
Чтение не может быть сознательным без правильно проведен-
ной словарной работы.
Перед чтением объясняются слова, непонимание которых ме-
шает восприятию общего смысла произведения. Как правило, это
слова, вышедшие из активного употребления. В
книгах для чтения
не всегда есть сноски, поэтому учитель, готовясь к уроку, должен
внимательно прочитать текст и выделить группу таких слов. На-
пример, перед чтением стихотворения Н.А. Некрасова «На Волге»
следует объяснить такие слова и выражения: «бурлаки, расшива,
Нижний, Илья, изнеможенные черты». В учебнике дается сноска
только к одному
из перечисленных слов. Приемы объяснения таких
Затем обращаемся к словам, в которых и заключается основ- – воссоздавать в воображении то, что описано в произведе- ное содержание. Какие слова мы подчеркнем в первом абзаце? (то- нии; ропился, второпях, подавился, бобовое зернышко, словно мертвый – сопоставлять факты, поступки, события для нахождения лежит). Найдите важные слова во втором абзаце: перепугалась ку- причинно-следственных связей между ними; рочка, бросилась, маслице, горлышко смазать). – воспринимать различные оттенки значений слов и синтакси- Когда содержание усвоено, обращается внимание на тревогу ческих конструкций, что основано на анализе языковых средств; курочки за братца, и учащиеся с помощью выделенных слов опре- – понимать главную мысль произведения; деляют, как же относилась Курочка к Петушку? (заботилась, люби- – осознавать авторскую оценку описанных событий и героев; ла). А что вы думаете о другом герое? Понял ли он, сколько хлопот – определять собственное отношение к героям, их поступкам доставил Курочке? Эти вопросы помогут понять детям, что Пету- и произведению в целом; шок был непослушным, беззаботным, хотя в тексте прямо об этом – осмысливать факты окружающей действительности через не говорится. призму прочитанного. Можно сделать акцент на звеньях композиционной цепочки, Основной метод работы над пониманием прочитанного – бе- проследить, как шаг за шагом преодолеваются препятствия. седа. Для отработки сознательного чтения на первых порах разбор Далее можно перейти к пересказу текста сказки. Пересказ – прочитанного следует начинать с вопросов и заданий, обеспечи- это не только прием, развивающий речь учащихся, но и средство, вающих первый уровень понимания текста, т. е. таких, которые по- которое показывает, насколько ученик понял текст. Предваритель- могают детям правильно воспринимать фактическое содержание, ная работа по анализу сказки поможет ученикам рассказать ее, так предметный план прочитанного. Например, к рассказу Л. Толстого как они уже запомнили героев, зафиксировали основные слова, ко- «Котенок»: «Как дети обнаружили пропавшую кошку?», «Как вы- торые помогли им понять и пересказать ее. При этом важно также глядел котенок, которого дети оставили себе?» Но построение бесе- передать правильные интонации: просьбу, беспокойство, тревогу, ды не должно ограничиваться воспроизведением фактического со- стремление помочь попавшему в беду Петушку. Если позволит вре- держания текста, необходимо обеспечивать также 2-й и 3-й уровни мя, можно перечитать сказку по ролям. понимания прочитанного. Например: «Как нужно обращаться с жи- Итак, работая над сознательным чтением, необходимо учиты- вотными, живущими рядом с нами?», «Чему учит нас этот рассказ?» вать три уровня освоения текста: (Л. Толстой «Котенок»). 1) восприятие фактического содержания, т. е. сюжетной, со- Чтение не может быть сознательным без правильно проведен- бытийной основы; ной словарной работы. 2) понимание причинно-следственных отношений между со- Перед чтением объясняются слова, непонимание которых ме- бытиями, мотивами, поступками героев, т. е. подтекста; шает восприятию общего смысла произведения. Как правило, это 3) осознание основной идеи произведения, его общего на- слова, вышедшие из активного употребления. В книгах для чтения строения, авторской оценки описываемых событий и собственного не всегда есть сноски, поэтому учитель, готовясь к уроку, должен отношения к нему. внимательно прочитать текст и выделить группу таких слов. На- Чтобы формировать у учащихся навыки сознательного чте- пример, перед чтением стихотворения Н.А. Некрасова «На Волге» ния, необходимо учить их: следует объяснить такие слова и выражения: «бурлаки, расшива, – выяснять значения незнакомых слов и выражений, что явля- Нижний, Илья, изнеможенные черты». В учебнике дается сноска ется основой понимания фактического содержания текста; только к одному из перечисленных слов. Приемы объяснения таких 35 36
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- …
- следующая ›
- последняя »