ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
15
Парадигма исторической науки рассматривается как вид научной
парадигмы, обладающий своими особыми характеристиками по отношению к
естественнонаучной парадигме Куна.
Парадигма в исторической науке.
Историческая парадигма может быть представлена на методологическом
уровне как образец для интерпретации исторических фактов и исторических
текстов, а на онтологическом – как совокупность опредёленных элементов, к
числу которых относятся
общественные идеи, теории
1
.
Анализируя проявление исторической парадигмы на перцептивном уровне
понимания, её представляют в качестве своеобразной предпосылки
понимания. Это – мнение Е.К. Быстрицкого и В.П. Филатова о проблеме
понимания на его первичных уровнях
2
– сегодня становится чрезвычайно
актуальным дл понимания процессов происходящих в исторической науке.
Изменения исследовательской парадигмы связаны с изменением самого
общества, того языка и символов, с помощью которых осуществляется
социокультурная коммуникация. Историческая парадигма сочетает в себе
субъективный и интерсубъективный предпосылочный контексты. При этом
первый может рассматриваться как условие понимания субъектом
окружающего мира.
Второй выступает как поле деятельности людей,
изучаемых историком, и область, в которой определяются духовные продукты
этой деятельности.
В процессе восприятия воспроизводится соотношение между явным
знанием и неявным пониманием. В виде знания фиксируется наличие
определённых объектов, закономерностей их поведения и т.п. Однако знание,
получаемое в опыте восприятия, опирается на уже осуществленное
действие
неявного понимания. Последнее представляет собой определённую структуру
восприятия, которая преподносит субъекту предметно-смысловую организацию
какого-либо фрагмента действительности. И элементом неявного понимания
является интерпретация. Таким образом, явное знание исходит из неявного
понимания, имеющегося у субъекта.
Е.В. Кароннова считает, что заключённое в парадигме неявное понимание
является исторически изменяющимся, объективно
применяемым, но
субъективно не представленным
3
Она выделяет уровни действия парадигмы. На первичном уровне
происходит восприятие учёными определённых предметов, фрагментов
исторической действительности, и интерпретация исторических явлений,
событий реальности, иными словами, интерпретация первичных текстов.
Результатом данной интерпретации, т.е. результатом действия парадигмы на
1
Кароннова Е.В. Парадигма в историческом знании: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 2000. – С.8.
2
Быстрицкий Е.К., Филатов В.П. Теория познания и проблема понимания // Гносеология в системе
философского мировоззрения / Отв. ред. В.А. Лекторский. - М.: Наука, 1983. - С. 282, 283, 288 – 980.
3
Кароннова Е.В. Указ. соч. – С.9.
Парадигма исторической науки рассматривается как вид научной парадигмы, обладающий своими особыми характеристиками по отношению к естественнонаучной парадигме Куна. Парадигма в исторической науке. Историческая парадигма может быть представлена на методологическом уровне как образец для интерпретации исторических фактов и исторических текстов, а на онтологическом – как совокупность опредёленных элементов, к числу которых относятся общественные идеи, теории 1. Анализируя проявление исторической парадигмы на перцептивном уровне понимания, её представляют в качестве своеобразной предпосылки понимания. Это – мнение Е.К. Быстрицкого и В.П. Филатова о проблеме понимания на его первичных уровнях 2 – сегодня становится чрезвычайно актуальным дл понимания процессов происходящих в исторической науке. Изменения исследовательской парадигмы связаны с изменением самого общества, того языка и символов, с помощью которых осуществляется социокультурная коммуникация. Историческая парадигма сочетает в себе субъективный и интерсубъективный предпосылочный контексты. При этом первый может рассматриваться как условие понимания субъектом окружающего мира. Второй выступает как поле деятельности людей, изучаемых историком, и область, в которой определяются духовные продукты этой деятельности. В процессе восприятия воспроизводится соотношение между явным знанием и неявным пониманием. В виде знания фиксируется наличие определённых объектов, закономерностей их поведения и т.п. Однако знание, получаемое в опыте восприятия, опирается на уже осуществленное действие неявного понимания. Последнее представляет собой определённую структуру восприятия, которая преподносит субъекту предметно-смысловую организацию какого-либо фрагмента действительности. И элементом неявного понимания является интерпретация. Таким образом, явное знание исходит из неявного понимания, имеющегося у субъекта. Е.В. Кароннова считает, что заключённое в парадигме неявное понимание является исторически изменяющимся, объективно применяемым, но субъективно не представленным 3 Она выделяет уровни действия парадигмы. На первичном уровне происходит восприятие учёными определённых предметов, фрагментов исторической действительности, и интерпретация исторических явлений, событий реальности, иными словами, интерпретация первичных текстов. Результатом данной интерпретации, т.е. результатом действия парадигмы на 1 Кароннова Е.В. Парадигма в историческом знании: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 2000. – С.8. 2 Быстрицкий Е.К., Филатов В.П. Теория познания и проблема понимания // Гносеология в системе философского мировоззрения / Отв. ред. В.А. Лекторский. - М.: Наука, 1983. - С. 282, 283, 288 – 980. 3 Кароннова Е.В. Указ. соч. – С.9. 15
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- …
- следующая ›
- последняя »