Научная картина мира: от классической ?к современной. Каменев С.В. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

3
Глава 1. НАУКА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
1.1. КАРТИНА МИРА: СУЩНОСТЬ, ДИНАМИКА, ТИПОЛОГИЯ
Понятие картины мира Первичным обстоятельством,
предопределяющим специфику существования человека, является
принципиальная невписанность его в рамки природного естества. Христианская
традиция осмысливает это обстоятельство как божье наказание, изгнание из
рая”, отлучающее человека от данности изначальной гармонии и обрекающее
на мучительные перипетии неочевидного выбора. Научная мысль в появлении
человека видит разрыв цепи биологической эволюции, констатируя
возникновение вида с нарушенной инстиктивно-рефлекторной программой и
потому обеспечивающего свое существование главным образом посредством
конструирования искусственных схем жизнедеятельности.
В том и другом случае речь идет о негарантированности бытия, выпадении
из гармонии мироздания, вынуждающих к активному и заинтересованному
преобразованию наличных условий существования. Многие социально-
культурные системы (обычно именуемые Востоком) в своем развитии
ориентировались на познание и совершенствование внутренней природы
самого человека, что полагалось в качестве главного условия восстановления
утраченной связи с миром предначальной гармонии. В отличие от них,
европейская культурная традиция (Запад) с самого начала заявила иную
стратегию: приспособление внешних обстоятельств для нужд человека.
Предпочтительным объектом преобразующих усилий здесь становится
объективная данность Природы, на постижении тайн которой главным образом
сосредоточено познание. Первоначально знания о природе рождаются в
множестве конкретных ситуаций практического взаимодействия человека с
миром, из которых и складывается жизнь. Это, казалось бы, должно было
обусловить невероятную пестроту и разнообразие таких знаний. Однако,
отмеченные культурные предпочтения Запада способствовали тому, что
представления о природе перерастали ситуативную и рецептурную
предназначенность и формировали особую сакрализованную (sacrum - с лат.
священное) сферу знаний о мире, рано ставшую предметом тщательной заботы
и культивирования. Не удивительно поэтому, что в сознании европейского
человека любой эпохи представления об окружающем мире играют огромную
роль в санкционировании того или иного типа жизнедеятельности. В
мировоззрении, где, собственно, обосновывается и утверждается внутренне
достоверная стратегия существования, эти представления синтезируются в
единый комплекс, сплавляются с ценностным отношением, образуя целостный,
субъективно значимый феномен, обычно именуемый «картиной мира».
Итак, картина мира это более или менее целостная, ценностно-
значимая совокупность обобщенных представлений об окружающей
действительности. Сразу оговоримся, что здесь и в дальнейшем вне поля
      Глава 1. НАУКА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ


        1.1.   КАРТИНА МИРА: СУЩНОСТЬ, ДИНАМИКА, ТИПОЛОГИЯ


     Понятие картины мира         Первичным                 обстоятельством,
предопределяющим       специфику      существования    человека,    является
принципиальная невписанность его в рамки природного естества. Христианская
традиция осмысливает это обстоятельство как божье наказание, “изгнание из
рая”, отлучающее человека от данности изначальной гармонии и обрекающее
на мучительные перипетии неочевидного выбора. Научная мысль в появлении
человека видит разрыв цепи биологической эволюции, констатируя
возникновение вида с нарушенной инстиктивно-рефлекторной программой и
потому обеспечивающего свое существование главным образом посредством
конструирования искусственных схем жизнедеятельности.
     В том и другом случае речь идет о негарантированности бытия, выпадении
из гармонии мироздания, вынуждающих к активному и заинтересованному
преобразованию наличных условий существования. Многие социально-
культурные системы      (обычно именуемые Востоком) в своем развитии
ориентировались на познание и совершенствование внутренней природы
самого человека, что полагалось в качестве главного условия восстановления
утраченной связи с миром предначальной гармонии. В отличие от них,
европейская культурная традиция (Запад) с самого начала заявила иную
стратегию: приспособление внешних обстоятельств для нужд человека.
     Предпочтительным объектом преобразующих усилий здесь становится
объективная данность Природы, на постижении тайн которой главным образом
сосредоточено познание. Первоначально знания о природе рождаются в
множестве конкретных ситуаций практического взаимодействия человека с
миром, из которых и складывается жизнь. Это, казалось бы, должно было
обусловить невероятную пестроту и разнообразие таких знаний. Однако,
отмеченные культурные предпочтения Запада способствовали тому, что
представления о природе перерастали ситуативную и рецептурную
предназначенность и формировали особую сакрализованную (sacrum - с лат.
священное) сферу знаний о мире, рано ставшую предметом тщательной заботы
и культивирования. Не удивительно поэтому, что в сознании европейского
человека любой эпохи представления об окружающем мире играют огромную
роль в санкционировании того или иного типа жизнедеятельности. В
мировоззрении, где, собственно, обосновывается и утверждается внутренне
достоверная стратегия существования, эти представления синтезируются в
единый комплекс, сплавляются с ценностным отношением, образуя целостный,
субъективно значимый феномен, обычно именуемый «картиной мира».
     Итак, картина мира – это более или менее целостная, ценностно-
значимая совокупность обобщенных представлений об окружающей
действительности. Сразу оговоримся, что здесь и в дальнейшем вне поля
                                                                           3