Научная картина мира: от классической ?к современной. Каменев С.В. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
предмет преобразования. Первоначально, отмеченный процесс эмансипации
человека, на философском языке именуемый становлением субъектно-
объектных отношений, осуществляется в формах коллективного, родового
сознания. Это позволяет смягчить боль открывшегося сиротства,
скомпенсировать страх перед неизвестностью противостоящего мира. Однако
первичная, естественная и непосредственная связь с миром, дарованная мифом,
оказывается навсегда утраченной. Восстановление этой связи требует
сознательного духовного усилия. Именно в этом стремлении души найти
дорогу домой, вернуть гармонию духовного единения с миром, рождается вера.
Эволюция религиозности Толкуемая в самом широком смысле, вера,
как особый род духовного усилия, является способом установления внутренней
самоочевидности осознаваемого, или, по выражению о. Андрея Кураева:
«личностным самоопределением человека по отношению к имеющемуся у него
знанию». В интересующем нас отношении к внешней реальности вера
удостоверяет человеческую размеренность последней, тем самым,
восстанавливая разорванную связь человека и мира. Не случайно понятие
«религия» одним из своих важнейших смыслов вырастает из латинского
«religare» - связывать.
Конкретные формы придания миру человеческого измерения менялись по
мере социального развития, поэтому религиозная картина мира претерпевала
существенные трансформации. От недифференцированного и мало
сознаваемого одухотворения всего сущего в анимизме еще в первобытную
эпоху человек переходит к специализированному почитанию особых предметов
(фетишизм) и поклонению отдельным видам животных (тотемизм). Наделяя
феномены природы сверхчувственными социально-значимыми свойствами,
человек превращает их в волшебных помощников, посредников между собой и
таинственным, враждебным миром. Обращение к освещенным усилием веры
предметам открывает дорогу в этот мир, санкционирует право человека на
деятельность в нем. Фетиши и тотемы, компенсируя неуверенность и страх,
своим существованием в качестве гарантов смысловой целостности мира
задают искусственные правила игры, позволяют человеку жить по образу, а не
по предписаниям естественной нужды. Так на основе удостоверенных верой
представлений о сверхъестественном начинает строиться рукотворное
пространство культуры, формирующееся не столько рамками объективных
обстоятельств, сколько силой духовного тяготения поставленных целей.
В религиозной картине мира принципиальное значение имеет идея
божества, божественного начала. Первоначально смысловая начинка этой идеи
не перерастает рамки простого уподобления природным или человеческим
свойствам. Жизненно важные и социально значимые качества или способности
в преувеличенном масштабе приписываются объектам поклонения.
Дальнейшая же гиперболизация сверхъестественного начала приводит к отрыву
его от реального предметного воплощения и становлению в качестве
самостоятельной божественной сущности (= божества, бога), пребывающей в
особой сфере сакрального.
предмет преобразования. Первоначально, отмеченный процесс эмансипации
человека, на философском языке именуемый становлением субъектно-
объектных отношений, осуществляется в формах коллективного, родового
сознания. Это позволяет смягчить боль открывшегося сиротства,
скомпенсировать страх перед неизвестностью противостоящего мира. Однако
первичная, естественная и непосредственная связь с миром, дарованная мифом,
оказывается навсегда утраченной. Восстановление этой связи требует
сознательного духовного усилия. Именно в этом стремлении души найти
дорогу домой, вернуть гармонию духовного единения с миром, рождается вера.

     Эволюция религиозности       Толкуемая в самом широком смысле, вера,
как особый род духовного усилия, является способом установления внутренней
самоочевидности осознаваемого, или, по выражению о. Андрея Кураева:
«личностным самоопределением человека по отношению к имеющемуся у него
знанию». В интересующем нас отношении к внешней реальности вера
удостоверяет человеческую размеренность последней, тем самым,
восстанавливая разорванную связь человека и мира. Не случайно понятие
«религия» одним из своих важнейших смыслов вырастает из латинского
«religare» - связывать.
     Конкретные формы придания миру человеческого измерения менялись по
мере социального развития, поэтому религиозная картина мира претерпевала
существенные трансформации. От недифференцированного и мало
сознаваемого одухотворения всего сущего в анимизме еще в первобытную
эпоху человек переходит к специализированному почитанию особых предметов
(фетишизм) и поклонению отдельным видам животных (тотемизм). Наделяя
феномены природы сверхчувственными социально-значимыми свойствами,
человек превращает их в волшебных помощников, посредников между собой и
таинственным, враждебным миром. Обращение к освещенным усилием веры
предметам открывает дорогу в этот мир, санкционирует право человека на
деятельность в нем. Фетиши и тотемы, компенсируя неуверенность и страх,
своим существованием в качестве гарантов смысловой целостности мира
задают искусственные правила игры, позволяют человеку жить по образу, а не
по предписаниям естественной нужды. Так на основе удостоверенных верой
представлений о сверхъестественном начинает строиться рукотворное
пространство культуры, формирующееся не столько рамками объективных
обстоятельств, сколько силой духовного тяготения поставленных целей.
     В религиозной картине мира принципиальное значение имеет идея
божества, божественного начала. Первоначально смысловая начинка этой идеи
не перерастает рамки простого уподобления природным или человеческим
свойствам. Жизненно важные и социально значимые качества или способности
в преувеличенном масштабе приписываются объектам поклонения.
Дальнейшая же гиперболизация сверхъестественного начала приводит к отрыву
его от реального предметного воплощения и становлению в качестве
самостоятельной божественной сущности (= божества, бога), пребывающей в
особой сфере сакрального.
                                                                          5