Составители:
Рубрика:
6
Процесс наделения особым смысловым статусом (иначе говоря,
обожествления) внешних, неподконтрольных человеку сил, находит свое
завершение в развитых языческих культурах. Живородящая мощь земли, то
сокрушительные, то спасительные силы ветра, воды, огня персонифицируются
в фигурах богов. Благодаря им, естественное пространство жизни становится
прозрачным, духовно проницаемым. Фиксированные свойства и способности
богов, их иерархические отношения задают духовный каркас картины мира,
позволяют за видимым хаосом вещей и событий различить контуры гармонии и
порядка. Вера в язычестве – это и способ приятия высшего Порядка,
гарантирующего гармоничность бытия, и форма осознания своей вторичности,
подчиненности и бесконечной зависимости от внешних стихий, и механизм
испрашивания санкции на свое самоосуществление.
Принципиальную перестройку европейская культурная традиция
претерпела с рождением и утверждением христианства. Запутанная
иерархичность разнокачественных «этажей» бытия в язычном мировосприятии
сменилась ясным видением целостного мира, сотворенного волей единого
Создателя. Естественные стихии, некогда венчавшие иерархию мироздания,
оказываются здесь не более чем творением сил свободного Духа.
Соответственно и человеческая жизнь теперь начинает строиться не
посредством уподобления природному естеству, а мощью духовного
личностного созидания. Меняется смысловая начинка идеи Бога. Он становится
символом абсолютного воплощения любви, добра, истины, красоты – качеств
духовно-нравственных, а не естественно-природных. Их утверждение требует
личного волевого усилия, причем чаще вопреки внешним обстоятельствам.
Путь к богу – это и путь к себе. Обрести веру – значит суметь увидеть в
мирской суете вечные и абсолютные константы бытия, открыть им душу, по
ним строить свою жизнь. Верить, здесь означает любить, жить по
справедливости и творить добро.
Именно христианство впервые в европейской традиции задает
универсальную меру гуманистического измерения бытия. Благодаря ему в
культуре утверждаются не подлежащие девальвации критерии «истинно
человеческого», позволяющие надежно оценивать все сущее. Бог, как Творец
мироздания, является автором мелодии изначальной гармонии, в исполнении
которой каждый элемент мира ведет свою партию. Бог, как личностное
воплощение абсолюта, задает вектор жизненных устремлений каждому
человеку. Причем не насильно, не принуждением, но силой духовного
тяготения непреложных идеалов Истины, Добра и Любви.
Распространение и утверждение христианских идеалов и принципов с
неизбежностью сопровождалось выхолащиванием и вульгаризацией их
первоначального содержания. Дерзость попытки завладеть основаниями
мировой гармонии была посрамлена перерождением индивидуального подвига
веры в расхожую ритуальную толкотню, внемлющее благоговение сменилось
изнуряющим многословием схоластики, а практика духовного приобщения к
таинствам божественного совершенства выродилась в рутину обрядового
действа. Не удивительно поэтому, что поиск внутренне достоверных оснований
Процесс наделения особым смысловым статусом (иначе говоря, обожествления) внешних, неподконтрольных человеку сил, находит свое завершение в развитых языческих культурах. Живородящая мощь земли, то сокрушительные, то спасительные силы ветра, воды, огня персонифицируются в фигурах богов. Благодаря им, естественное пространство жизни становится прозрачным, духовно проницаемым. Фиксированные свойства и способности богов, их иерархические отношения задают духовный каркас картины мира, позволяют за видимым хаосом вещей и событий различить контуры гармонии и порядка. Вера в язычестве – это и способ приятия высшего Порядка, гарантирующего гармоничность бытия, и форма осознания своей вторичности, подчиненности и бесконечной зависимости от внешних стихий, и механизм испрашивания санкции на свое самоосуществление. Принципиальную перестройку европейская культурная традиция претерпела с рождением и утверждением христианства. Запутанная иерархичность разнокачественных «этажей» бытия в язычном мировосприятии сменилась ясным видением целостного мира, сотворенного волей единого Создателя. Естественные стихии, некогда венчавшие иерархию мироздания, оказываются здесь не более чем творением сил свободного Духа. Соответственно и человеческая жизнь теперь начинает строиться не посредством уподобления природному естеству, а мощью духовного личностного созидания. Меняется смысловая начинка идеи Бога. Он становится символом абсолютного воплощения любви, добра, истины, красоты – качеств духовно-нравственных, а не естественно-природных. Их утверждение требует личного волевого усилия, причем чаще вопреки внешним обстоятельствам. Путь к богу – это и путь к себе. Обрести веру – значит суметь увидеть в мирской суете вечные и абсолютные константы бытия, открыть им душу, по ним строить свою жизнь. Верить, здесь означает любить, жить по справедливости и творить добро. Именно христианство впервые в европейской традиции задает универсальную меру гуманистического измерения бытия. Благодаря ему в культуре утверждаются не подлежащие девальвации критерии «истинно человеческого», позволяющие надежно оценивать все сущее. Бог, как Творец мироздания, является автором мелодии изначальной гармонии, в исполнении которой каждый элемент мира ведет свою партию. Бог, как личностное воплощение абсолюта, задает вектор жизненных устремлений каждому человеку. Причем не насильно, не принуждением, но силой духовного тяготения непреложных идеалов Истины, Добра и Любви. Распространение и утверждение христианских идеалов и принципов с неизбежностью сопровождалось выхолащиванием и вульгаризацией их первоначального содержания. Дерзость попытки завладеть основаниями мировой гармонии была посрамлена перерождением индивидуального подвига веры в расхожую ритуальную толкотню, внемлющее благоговение сменилось изнуряющим многословием схоластики, а практика духовного приобщения к таинствам божественного совершенства выродилась в рутину обрядового действа. Не удивительно поэтому, что поиск внутренне достоверных оснований 6
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »