Научная картина мира: от классической ?к современной. Каменев С.В. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
рассмотрения оказываются представления о социальных процессах и обществе,
речь пойдет лишь о результатах духовной работы, схватывающих естественную
данность природы. Сознательно избегая более строгого определения,
расшифруем его ключевые позиции. Употребление довольно туманного
термина «обобщенные представления» обязано стремлению, во-первых,
указать, что наряду со знаниями об устройстве и динамике природного
естества, в содержание «картины мира» входят также образы, предположения,
допущения и другие духовные образования, «не дотягивающие» до строгого
статуса знания. Во-вторых, подчеркнуто, что в процессе синтеза картины мира,
составляющие ее элементы типизируются, приобретают универсальный статус
стереотипного видения. Ссылка на ценностный характер общих форм
репрезентации (представленности) действительности в сознании преследует
цель показать активную заинтересованность субъекта в отношении имеющихся
у него представлений, что особенно упрочивает их, превращая в устойчивые
убеждения. Наконец, упомянутая целостность образа реальности
обуславливается наличием в культуре базовых духовных матриц, содержание
которых в каждую эпоху программируется доминирующими формами
духовного производства. Именно это последнее обстоятельство позволяет
выстроить приемлемую типологию картин мира.
Миф На ранних стадиях развития человеческого рода всеобъемлющей
формой духовного освоения был миф. Постижение реальности здесь
осуществляется на основе активного проявления эмоционально-чувственной
сферы человеческого сознания, непосредственно инициирующего
конструктивную работу воображения. В мифосознании внешние ряды событий
неразличимо сплавляются с эмоциональным, заинтересованным отношением к
ним. Благодаря этому они приобретают человеческую соразмерность,
«одомашниваются». Выстраивая целостный образ внешнего объекта,
воображение предельно субъективизирует его, т. е. «примысливает»
субъективно значимые черты и свойства. При этом субъективные впечатления
обретают статус объективности. Первобытный человек как бы растворяется в
мире посредством растворения мира в своем сознании. Вот почему носитель
мифосознания принципиально не способен к различению реального и
воображаемого, действительного события и его субъективного переживания.
Таким образом, употребление термина «мифологическая картина мира» требует
соответствующих оговорок, ибо в строгом смысле миф не является средством
отображения внешнего, он форма непосредственного схватывания
субъективной данности события.
Растворяющая соучастливость первобытного мировосприятия разрушается
по мере развития и расширения практической сферы жизни человека. Не
удовлетворяясь «сочувственностью» мифа (Э. Кассирер), стратегия
преобразования действительности рождает новое видение мира. Новизна эта
состоит, во-первых, в обнаружении человеком себя, как носителя деятельных
устремлений и, соответственно, как автора своих поступков; во-вторых, в
тревожащем осознании чужеродности мира, противостоящего человеку как
рассмотрения оказываются представления о социальных процессах и обществе,
речь пойдет лишь о результатах духовной работы, схватывающих естественную
данность природы. Сознательно избегая более строгого определения,
расшифруем его ключевые позиции. Употребление довольно туманного
термина «обобщенные представления» обязано стремлению, во-первых,
указать, что наряду со знаниями об устройстве и динамике природного
естества, в содержание «картины мира» входят также образы, предположения,
допущения и другие духовные образования, «не дотягивающие» до строгого
статуса знания. Во-вторых, подчеркнуто, что в процессе синтеза картины мира,
составляющие ее элементы типизируются, приобретают универсальный статус
стереотипного видения. Ссылка на ценностный характер общих форм
репрезентации (представленности) действительности в сознании преследует
цель показать активную заинтересованность субъекта в отношении имеющихся
у него представлений, что особенно упрочивает их, превращая в устойчивые
убеждения.     Наконец,    упомянутая    целостность    образа    реальности
обуславливается наличием в культуре базовых духовных матриц, содержание
которых в каждую эпоху программируется доминирующими формами
духовного производства. Именно это последнее обстоятельство позволяет
выстроить приемлемую типологию картин мира.

    Миф На ранних стадиях развития человеческого рода всеобъемлющей
формой духовного освоения был миф. Постижение реальности здесь
осуществляется на основе активного проявления эмоционально-чувственной
сферы     человеческого    сознания,   непосредственно    инициирующего
конструктивную работу воображения. В мифосознании внешние ряды событий
неразличимо сплавляются с эмоциональным, заинтересованным отношением к
ним. Благодаря этому они приобретают человеческую соразмерность,
«одомашниваются». Выстраивая целостный образ внешнего объекта,
воображение предельно субъективизирует его, т. е. «примысливает»
субъективно значимые черты и свойства. При этом субъективные впечатления
обретают статус объективности. Первобытный человек как бы растворяется в
мире посредством растворения мира в своем сознании. Вот почему носитель
мифосознания принципиально не способен к различению реального и
воображаемого, действительного события и его субъективного переживания.
Таким образом, употребление термина «мифологическая картина мира» требует
соответствующих оговорок, ибо в строгом смысле миф не является средством
отображения внешнего, он – форма непосредственного схватывания
субъективной данности события.
    Растворяющая соучастливость первобытного мировосприятия разрушается
по мере развития и расширения практической сферы жизни человека. Не
удовлетворяясь «сочувственностью» мифа (Э. Кассирер), стратегия
преобразования действительности рождает новое видение мира. Новизна эта
состоит, во-первых, в обнаружении человеком себя, как носителя деятельных
устремлений и, соответственно, как автора своих поступков; во-вторых, в
тревожащем осознании чужеродности мира, противостоящего человеку как
                                                                           4