Научная картина мира: от классической ?к современной. Каменев С.В. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

8
являются: статичность, традиционализм, иерархизированность, коллективизм,
к городскому, основывающемуся на конкуренции, предпринимательской
активности, индивидуализме.
Духовная матрица сельской цивилизованности формируется на основе
репродуцирования отфильтрованных традицией алгоритмов мысли и действия.
Решающая роль здесь принадлежит механизмам воспроизводства прошлого
опыта, формам преемственного наследования. Открытое же динамичное и
непредсказуемое пространство городской жизни провоцирует неустанное
новаторство. Конкуренция особенно подстегивает спрос на новое: новые идеи,
новые принципы, новые знания. В этих условиях простого любопытствующего
вопрошания оказывается недостаточно. Не удовлетворяют также и
естественные механизмы информационного обновления, непосредственно
вплетенные в практику. Так, по-видимому, рождается потребность в
становлении особой специализированной системы познавательных процедур,
способной обеспечить быстро развивающуюся практику новым знанием.
Наука: попытка определения Итак, прагматизация культурного
развития Запада утверждение продуктивных (т.е. основанных на новациях)
технологий городской цивилизованности на заре Нового времени обусловили
возникновение новой формы духовного производства науки. Адекватному
осмыслению этого явления серьезно препятствует многозначность обыденного
словоупотребления термина «наука», поэтому попытаемся по возможности
строго разъяснить ключевые положения предлагаемого определения.
Наука сфера специализированной познавательной деятельности,
направленная на выработку и теоретическую систематизацию достоверных
знаний об объективном мире.
Отметим сразу, что базовой презумпцией (самоочевидным исходным
предположением) научного познания является убеждение в существовании
внешней по отношению к сознанию реальности, свойства и закономерности
которой не зависят от человека. Так, А. Эйнштейн подчеркивал: «Вера в
существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта,
лежит в основе всего естествознания». Это отличает науку на всех этапах ее
развития от многих других форм духовного освоения действительности,
исповедующих принцип: мир это мое представление о мире.
Далее, строгое толкование термина «объективный мир» заставляет
исключить из сферы познавательных притязаний науки все, что затронуто
человеческой субъективностью. Изначально объектом научного познания
являлся мир естественной гармонии природы. И лишь впоследствии
выработанные здесь принципы и методы распространялись на сферы
социального и духовного бытия. Поэтому, повторимся, в строгом смысле,
исследовательские технологии в области социального или гуманитарного
знания не охватываются понятием «наука», что впрочем, нисколько не умаляет
их значимости.
Становление и утверждение в науке фиксированных правил и процедур
производства знания также является ее специфической особенностью. Прежде
являются: статичность, традиционализм, иерархизированность, коллективизм, –
к городскому, основывающемуся на конкуренции, предпринимательской
активности, индивидуализме.
     Духовная матрица сельской цивилизованности формируется на основе
репродуцирования отфильтрованных традицией алгоритмов мысли и действия.
Решающая роль здесь принадлежит механизмам воспроизводства прошлого
опыта, формам преемственного наследования. Открытое же – динамичное и
непредсказуемое – пространство городской жизни провоцирует неустанное
новаторство. Конкуренция особенно подстегивает спрос на новое: новые идеи,
новые принципы, новые знания. В этих условиях простого любопытствующего
вопрошания оказывается недостаточно. Не удовлетворяют также и
естественные механизмы информационного обновления, непосредственно
вплетенные в практику. Так, по-видимому, рождается потребность в
становлении особой специализированной системы познавательных процедур,
способной обеспечить быстро развивающуюся практику новым знанием.

     Наука: попытка определения       Итак, прагматизация культурного
развития Запада утверждение продуктивных (т.е. основанных на новациях)
технологий городской цивилизованности на заре Нового времени обусловили
возникновение новой формы духовного производства – науки. Адекватному
осмыслению этого явления серьезно препятствует многозначность обыденного
словоупотребления термина «наука», поэтому попытаемся по возможности
строго разъяснить ключевые положения предлагаемого определения.
     Наука – сфера специализированной познавательной деятельности,
направленная на выработку и теоретическую систематизацию достоверных
знаний об объективном мире.
     Отметим сразу, что базовой презумпцией (самоочевидным исходным
предположением) научного познания является убеждение в существовании
внешней по отношению к сознанию реальности, свойства и закономерности
которой не зависят от человека. Так, А. Эйнштейн подчеркивал: «Вера в
существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта,
лежит в основе всего естествознания». Это отличает науку на всех этапах ее
развития от многих других форм духовного освоения действительности,
исповедующих принцип: мир – это мое представление о мире.
     Далее, строгое толкование термина «объективный мир» заставляет
исключить из сферы познавательных притязаний науки все, что затронуто
человеческой субъективностью. Изначально объектом научного познания
являлся мир естественной гармонии природы. И лишь впоследствии
выработанные здесь принципы и методы распространялись на сферы
социального и духовного бытия. Поэтому, повторимся, в строгом смысле,
исследовательские технологии в области социального или гуманитарного
знания не охватываются понятием «наука», что впрочем, нисколько не умаляет
их значимости.
     Становление и утверждение в науке фиксированных правил и процедур
производства знания также является ее специфической особенностью. Прежде
                                                                          8