Составители:
Рубрика:
10
Духовные истоки европейской науки Новаторский характер
научной рациональности формирующейся в 17-ом столетии, не отменяет того
факта, что ее появление было обусловлено предшествующим развитием мысли.
Распахивая дверь в Новое время, ренессансная эпоха воссоздала уникальную
ситуацию культурного диалога, в котором на равных правах участвовали
оживотворенная заново античная мудрость, деликатно перетолкованная на
гуманистический лад христианская идея и рожденные новым историческим
опытом собственные озарения. Прямой наследник Возрождения – 17-ый век
европейской культуры, не случайно поименованный потомками «веком
гениев», оказался способным к необычайно продуктивному синтезу духовного
богатства прошлых времен, поэтому на лике его любимого детища – науки –
хорошо различимы черты духовных предков.
Укажем и конспективно охарактеризуем элементы культурного наследия
античности, средневековья и Ренессанса, во взаимодействии которых
сформировался интеллектуальный контекст, вместивший науку.
Античность:
Стремление к отчетливому различению субъективного и
объективного в познании. Именно древние греки впервые установили
нетождественность «знания-во-мнении» и «знания-по-истине», что явилось
важнейшей предпосылкой формирования рационализма.
Рациональность как тип ориентации человека в мире. В отличие от
чувственно обусловленной непосредственности мифотворчества, Логос –
знание о мире – строится посредством сознательного духовного усилия.
Осознание действительности включает, во-первых, операцию отражения, т. е.
фиксации в сознании свойств и качеств реальных предметов. И, во-вторых,
процедуру осмысления, т. е. наделения предметов объективного мира
определенными смыслами. Если в процессе отражения сознание выступает в
пассивной, рецептивной функции приемника информации, где субъекта заботит
лишь точность и полнота воспроизведения «того, что есть на самом деле», то
необходимость осмысления вынуждает субъекта «умо-зрить» сущность
отображаемого объекта, разумом постичь то, что делает объект самим собой в
любых чувственно данных вариациях. Способность «за деревьями увидеть
лес», за множественностью проявлений – единство, превращает сознание в
активную силу, полагающую смысл, устанавливающую истину. Вторая из
указанных процедур осуществления рационального восприятия наиболее
рискованна, ибо она чревата крайностями субъективизма. Но без нее осознание
мира выродится в простую констатацию хаоса бесконечно изменчивых и
никогда не повторяющихся событий.
Установка на поиск истины в атмосфере критичности,
состязательности, публичных дебатов. Авторитарный характер восточной
мудрости, всегда таинственной и открытой лишь посвященным, совершенно не
типичен для интеллектуальных штудий Западного мира. Не удивительно, что
одно из первых официальных сообществ европейских ученых – Лондонское
Духовные истоки европейской науки Новаторский характер научной рациональности формирующейся в 17-ом столетии, не отменяет того факта, что ее появление было обусловлено предшествующим развитием мысли. Распахивая дверь в Новое время, ренессансная эпоха воссоздала уникальную ситуацию культурного диалога, в котором на равных правах участвовали оживотворенная заново античная мудрость, деликатно перетолкованная на гуманистический лад христианская идея и рожденные новым историческим опытом собственные озарения. Прямой наследник Возрождения – 17-ый век европейской культуры, не случайно поименованный потомками «веком гениев», оказался способным к необычайно продуктивному синтезу духовного богатства прошлых времен, поэтому на лике его любимого детища – науки – хорошо различимы черты духовных предков. Укажем и конспективно охарактеризуем элементы культурного наследия античности, средневековья и Ренессанса, во взаимодействии которых сформировался интеллектуальный контекст, вместивший науку. Античность: Стремление к отчетливому различению субъективного и объективного в познании. Именно древние греки впервые установили нетождественность «знания-во-мнении» и «знания-по-истине», что явилось важнейшей предпосылкой формирования рационализма. Рациональность как тип ориентации человека в мире. В отличие от чувственно обусловленной непосредственности мифотворчества, Логос – знание о мире – строится посредством сознательного духовного усилия. Осознание действительности включает, во-первых, операцию отражения, т. е. фиксации в сознании свойств и качеств реальных предметов. И, во-вторых, процедуру осмысления, т. е. наделения предметов объективного мира определенными смыслами. Если в процессе отражения сознание выступает в пассивной, рецептивной функции приемника информации, где субъекта заботит лишь точность и полнота воспроизведения «того, что есть на самом деле», то необходимость осмысления вынуждает субъекта «умо-зрить» сущность отображаемого объекта, разумом постичь то, что делает объект самим собой в любых чувственно данных вариациях. Способность «за деревьями увидеть лес», за множественностью проявлений – единство, превращает сознание в активную силу, полагающую смысл, устанавливающую истину. Вторая из указанных процедур осуществления рационального восприятия наиболее рискованна, ибо она чревата крайностями субъективизма. Но без нее осознание мира выродится в простую констатацию хаоса бесконечно изменчивых и никогда не повторяющихся событий. Установка на поиск истины в атмосфере критичности, состязательности, публичных дебатов. Авторитарный характер восточной мудрости, всегда таинственной и открытой лишь посвященным, совершенно не типичен для интеллектуальных штудий Западного мира. Не удивительно, что одно из первых официальных сообществ европейских ученых – Лондонское 10
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »