Научная картина мира: от классической ?к современной. Каменев С.В. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

9
познание было делом гениев-одиночек, его структура и логика в основном
определялись субъективными качествами таланта. Кроме того, познание
нередко оказывалось вплетенным в более широкий контекст духовной
деятельности: художественной, идеологической, религиозной. Наука же
институализируется в 17-ом веке в качестве автономной системы
производства знания посредством знания. Этим она отличает себя от
богатейшего духовного опыта Востока, представляющего собой неразличимое
единство познавательного, религиозного, нравственного, художественного. От
европейской мудрости предшествующих времен она дистанцируется
посредством разграничения сфер истины и смысла. Отправляясь на поиски
истины: спрашивая мир, чем же он является на самом деле, ученый сознательно
сторонится вопроса о смысле: что это значит для меня? Таким образом,
европейская ученость стремится минимизировать субъективные привнесения в
процедуры отображения естества природы.
Важнейшей отличительной чертой научного познания является его
систематический характер. Свой завершенный вид и определенное значение
разрозненные знания обретают лишь в целостной системе объяснительных
принципов. Частные знания, стянутые единой, непротиворечивой сетью
интерпретации, образуют стройную конструкцию теории, обладающую
универсальным объяснительным потенциалом. Отдельные факты в науке
ничего не доказывают и не опровергают.
Новаторский характер новорожденной естественнонаучной традиции
отчетливо проявляется в сравнении ее с предшествующей интеллектуальной
практикой Средневековья. Средневековая мысль, вслед за Аристотелем,
достойным внимания предметом считала универсальные принципы мировой
гармонии. Интерес мудреца сосредоточивался не на конкретном явлении
чувственного мира, а на его умопостигаемой сущности, открывающейся лишь
«взгляду ума» умозрению. Зримое умом глазами не различить, ибо формы-
сущности пребывают в доступном лишь разуму идеализированном
пространстве духа. Соответственно, логика, геометрическая стройность,
математическая законосообразность обнаруживаются только в мире
идеального. Выявленные в сфере чистого разума принципы божественной
гармонии неприложимы к хаосу чувственно данных вещей и событий. В
схоластической учености обращение к фактам, апелляция к практике жизни
недопустима и просто нелепа.
Суть интеллектуальной революции 17-го века состоит в радикальной
измене тысячелетней традиции противопоставления физического мира
единичного, случайного, приблизительного и мира идеальных сущностей:
строгого, точного, ясного. Заслуга Галилея, Декарта, Ньютона и других
основоположников естествознания Нового времени в том, что они преодолели
пропасть, разделяющую «физику» (собрание описаний природы) и математику,
обосновали возможность и необходимость обращения теоретического разума к
действительности. Отныне родовой меткой нового научного мышления
становится «горячий и страстный интерес к согласованию общих принципов с
непреодолимыми и упрямыми фактами» (А. Уайтхед).
познание было делом гениев-одиночек, его структура и логика в основном
определялись субъективными качествами таланта. Кроме того, познание
нередко оказывалось вплетенным в более широкий контекст духовной
деятельности: художественной, идеологической, религиозной. Наука же
институализируется в 17-ом веке в качестве автономной системы
производства знания посредством знания. Этим она отличает себя от
богатейшего духовного опыта Востока, представляющего собой неразличимое
единство познавательного, религиозного, нравственного, художественного. От
европейской мудрости предшествующих времен она дистанцируется
посредством разграничения сфер истины и смысла. Отправляясь на поиски
истины: спрашивая мир, чем же он является на самом деле, ученый сознательно
сторонится вопроса о смысле: что это значит для меня? Таким образом,
европейская ученость стремится минимизировать субъективные привнесения в
процедуры отображения естества природы.
     Важнейшей отличительной чертой научного познания является его
систематический характер. Свой завершенный вид и определенное значение
разрозненные знания обретают лишь в целостной системе объяснительных
принципов. Частные знания, стянутые единой, непротиворечивой сетью
интерпретации, образуют стройную конструкцию теории, обладающую
универсальным объяснительным потенциалом. Отдельные факты в науке
ничего не доказывают и не опровергают.
     Новаторский характер новорожденной естественнонаучной традиции
отчетливо проявляется в сравнении ее с предшествующей интеллектуальной
практикой Средневековья. Средневековая мысль, вслед за Аристотелем,
достойным внимания предметом считала универсальные принципы мировой
гармонии. Интерес мудреца сосредоточивался не на конкретном явлении
чувственного мира, а на его умопостигаемой сущности, открывающейся лишь
«взгляду ума» – умозрению. Зримое умом глазами не различить, ибо формы-
сущности пребывают в доступном лишь разуму идеализированном
пространстве духа. Соответственно, логика, геометрическая стройность,
математическая законосообразность обнаруживаются только в мире
идеального. Выявленные в сфере чистого разума принципы божественной
гармонии неприложимы к хаосу чувственно данных вещей и событий. В
схоластической учености обращение к фактам, апелляция к практике жизни
недопустима и просто нелепа.
     Суть интеллектуальной революции 17-го века состоит в радикальной
измене тысячелетней традиции противопоставления физического мира
единичного, случайного, приблизительного и мира идеальных сущностей:
строгого, точного, ясного. Заслуга Галилея, Декарта, Ньютона и других
основоположников естествознания Нового времени в том, что они преодолели
пропасть, разделяющую «физику» (собрание описаний природы) и математику,
обосновали возможность и необходимость обращения теоретического разума к
действительности. Отныне родовой меткой нового – научного – мышления
становится «горячий и страстный интерес к согласованию общих принципов с
непреодолимыми и упрямыми фактами» (А. Уайтхед).
                                                                          9