Научная картина мира: от классической ?к современной. Каменев С.В. - 65 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

65
1. Вселенная сложный, необратимо эволюционирующий организм,
поэтому повредить или нарушить ее развитие просто, а исправить содеянное
почти невозможно.
2. Природа саморазвивающаяся система, активно отзывающаяся на
внешние воздействия. Искусственно задать ей желаемое направление
изменения нельзя.
3. Будущее зависит от прошлого, но не предопределено им. Развитие
естественного мира вариативно, причем возможности предсказания
предстоящих трансформаций крайне ограничены.
4. Природа самообновляющаяся система, трансформация которой
осуществляется через неустойчивости. В неравновесном состоянии она
попадает в зависимость от случайностей, причем несущественные влияния
могут вызвать масштабные, в том числе и катастрофические, последствия.
Поэтому практика произвольного вмешательства человека в естественные
процессы бесперспективна и опасна.
5. Природа иерархична, каждому уровню системной организации присущи
специфичные качественные характеристики. По мере усложнения реальности
в ней могут обнаруживаться новые, совершенно неожиданные свойства,
обусловленные «эффектами сборки». Учет этого обстоятельства
становится особенно важным в условиях неконтролируемого разрастания
техносферы современной цивилизации.
6. Наша Вселенная единая, многокомпонентная система, гармоничное
существование которой основывается на целостном функционировании всех
ее частей. Поэтому эффективные стратегии сознательной деятельности
должны быть согласованы с естественными ритмами воспроизводства
универсума.
Общий смысл всех перечисленных принципов самоопределения человека
умещается в становящийся сегодня все более актуальным экологический
императив: Человек органическая часть Природы, поэтому его
существование должно вписываться в единую гармонию мироздания.
Подчеркнем, что идея схождения траекторий эволюции природы и человека
или коэволюции, в терминологии Н. Моисеева, является не просто благим
пожеланием прогрессивно настроенных публицистов и политиков, а скорее
духовным итогом осмысления реальности современными средствами научной
рациональности.
Важнейшим следствием утверждения органистических воззрений на
сущность универсума является радикальная трансформация концептуальных
оснований деятельности человека по преобразования мира. В традиционной
модели управления естественными процессами человеку отводилась активная
роль носителя деятельных устремлений, природа же выполняла функции
инертного объекта, полностью подконтрольного субъекту. Соответственно
последствия преобразовательных усилий субъекта ставились в прямую
зависимость от интенсивности воздействия на объект. Теперь же, в условиях
признания самодеятельной активности естества, становится ясно, что
первостепенное значение в преобразовательной деятельности человека имеет
    1. Вселенная – сложный, необратимо эволюционирующий организм,
поэтому повредить или нарушить ее развитие просто, а исправить содеянное
почти невозможно.
    2. Природа – саморазвивающаяся система, активно отзывающаяся на
внешние воздействия. Искусственно задать ей желаемое направление
изменения нельзя.
    3. Будущее зависит от прошлого, но не предопределено им. Развитие
естественного мира вариативно, причем возможности предсказания
предстоящих трансформаций крайне ограничены.
    4. Природа – самообновляющаяся система, трансформация которой
осуществляется через неустойчивости. В неравновесном состоянии она
попадает в зависимость от случайностей, причем несущественные влияния
могут вызвать масштабные, в том числе и катастрофические, последствия.
Поэтому практика произвольного вмешательства человека в естественные
процессы бесперспективна и опасна.
    5. Природа иерархична, каждому уровню системной организации присущи
специфичные качественные характеристики. По мере усложнения реальности
в ней могут обнаруживаться новые, совершенно неожиданные свойства,
обусловленные «эффектами сборки». Учет этого обстоятельства
становится особенно важным в условиях неконтролируемого разрастания
техносферы современной цивилизации.
    6. Наша Вселенная – единая, многокомпонентная система, гармоничное
существование которой основывается на целостном функционировании всех
ее частей. Поэтому эффективные стратегии сознательной деятельности
должны быть согласованы с естественными ритмами воспроизводства
универсума.
    Общий смысл всех перечисленных принципов самоопределения человека
умещается в становящийся сегодня все более актуальным экологический
императив: Человек – органическая часть Природы, поэтому его
существование должно вписываться в единую гармонию мироздания.
Подчеркнем, что идея схождения траекторий эволюции природы и человека –
или коэволюции, в терминологии Н. Моисеева,– является не просто благим
пожеланием прогрессивно настроенных публицистов и политиков, а скорее
духовным итогом осмысления реальности современными средствами научной
рациональности.
    Важнейшим следствием утверждения органистических воззрений на
сущность универсума является радикальная трансформация концептуальных
оснований деятельности человека по преобразования мира. В традиционной
модели управления естественными процессами человеку отводилась активная
роль носителя деятельных устремлений, природа же выполняла функции
инертного объекта, полностью подконтрольного субъекту. Соответственно
последствия преобразовательных усилий субъекта ставились в прямую
зависимость от интенсивности воздействия на объект. Теперь же, в условиях
признания самодеятельной активности естества, становится ясно, что
первостепенное значение в преобразовательной деятельности человека имеет
                                                                       65