Научная картина мира: от классической ?к современной. Каменев С.В. - 63 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

63
сопровождаться внезапным появлением новых, совершенно неожиданных
свойств, которые сегодня вослед англоязычной традиции часто называют
эмерджентными (от английского emerge неожиданно появляться, внезапно
возникать). Качество системы меняется скачкообразно, и ее новые
характеристики оказываются принципиально невыводимыми из
предшествующего состояния.
Учет самого факта возникновения системных свойств позволяет осознать
определенную некорректность привычной постановки некоторых вопросов.
Например, таких: как и почему элементы косного вещества могут образовывать
живую ткань? Почему антропологи до сих пор не обнаружили существ,
относящихся к «промежуточному звену» между приматами и человеком? Как,
зная химические свойства керамических диэлектриков, можно объяснить их
низкотемпературную сверхпроводимость? Или, наконец, сколько нужно
прочитать книг, чтобы стать умным? Изучение же «эффектов сборки» помогает
адекватно осмыслить условия естественного самосохранения сложных
динамических систем, уловить моменты и направления их возможной
качественной трансформации.
В целом, идея самоорганизации, утверждающаяся в современной науке,
вытесняет на периферию исследовательской работы редукционистские и
механистические модели и санкционирует принятие научным сообществом,
казалось давно забытого, мировоззренческого императива: Природа не
механизм, но организм! В этой связи уместно упомянуть, что во второй
половине двадцатого столетия в европейском естествознании прочно
укоренился так называемый антропный принцип. Его рождение было
обусловлено стремлением научного сообщества получить (или хотя бы
наметить путь получения) осмысленного ответа на давний сакраментальный
вопрос: Каково место и роль человека во Вселенной?
Антропный принцип на уровне эмпирического обобщения
24
констатирует
особое, выделенное место человека в мироздании. По мере уяснения огромной
сложности и неустойчивости строения естества ученые с все большей
очевидностью убеждались в необязательности существования столь хрупких и
уязвимых форм разумной жизни. Незначительная инаковость хотя бы одной из
десятков мировых констант строго постоянных величин, например, таких
как скорость света или гравитационная постоянная, заряды элементарных
частиц или фиксированные соотношения внутриатомных сил, неизменность
которых обеспечивает устойчивость мироздания, привела бы к формированию
совершенно другой конфигурации строения мира, в котором было бы
исключено возникновение живых организмов вообще и человека в частности.
Реальность неузнаваемо изменилась бы вследствие малейших задержек
осуществляемого сценария развития Вселенной. Разумная жизнь обязана своим
существованием удивительному совпадению огромного множества крайне
маловероятных, случайных условий и факторов. Радикальное осмысление этого
24
Эмпирическим обобщением обычно называют претендующий на универсальность тезис или утверждение,
которые не доказываются строгим, формально-логическим путем, а основываются на обобщающем
осмыслении большого числа эмпирических подтверждений (фактов опыта).
сопровождаться внезапным появлением новых, совершенно неожиданных
свойств, которые сегодня вослед англоязычной традиции часто называют
эмерджентными (от английского emerge – неожиданно появляться, внезапно
возникать). Качество системы меняется скачкообразно, и ее новые
характеристики     оказываются      принципиально    невыводимыми       из
предшествующего состояния.
    Учет самого факта возникновения системных свойств позволяет осознать
определенную некорректность привычной постановки некоторых вопросов.
Например, таких: как и почему элементы косного вещества могут образовывать
живую ткань? Почему антропологи до сих пор не обнаружили существ,
относящихся к «промежуточному звену» между приматами и человеком? Как,
зная химические свойства керамических диэлектриков, можно объяснить их
низкотемпературную сверхпроводимость? Или, наконец, сколько нужно
прочитать книг, чтобы стать умным? Изучение же «эффектов сборки» помогает
адекватно осмыслить условия естественного самосохранения сложных
динамических систем, уловить моменты и направления их возможной
качественной трансформации.
    В целом, идея самоорганизации, утверждающаяся в современной науке,
вытесняет на периферию исследовательской работы редукционистские и
механистические модели и санкционирует принятие научным сообществом,
казалось давно забытого, мировоззренческого императива: Природа не
механизм, но организм! В этой связи уместно упомянуть, что во второй
половине двадцатого столетия в европейском естествознании прочно
укоренился так называемый антропный принцип. Его рождение было
обусловлено стремлением научного сообщества получить (или хотя бы
наметить путь получения) осмысленного ответа на давний сакраментальный
вопрос: Каково место и роль человека во Вселенной?
    Антропный принцип на уровне эмпирического обобщения24 констатирует
особое, выделенное место человека в мироздании. По мере уяснения огромной
сложности и неустойчивости строения естества ученые с все большей
очевидностью убеждались в необязательности существования столь хрупких и
уязвимых форм разумной жизни. Незначительная инаковость хотя бы одной из
десятков мировых констант – строго постоянных величин, например, таких
как скорость света или гравитационная постоянная, заряды элементарных
частиц или фиксированные соотношения внутриатомных сил, неизменность
которых обеспечивает устойчивость мироздания, привела бы к формированию
совершенно другой конфигурации строения мира, в котором было бы
исключено возникновение живых организмов вообще и человека в частности.
Реальность неузнаваемо изменилась бы вследствие малейших задержек
осуществляемого сценария развития Вселенной. Разумная жизнь обязана своим
существованием удивительному совпадению огромного множества крайне
маловероятных, случайных условий и факторов. Радикальное осмысление этого
24
  Эмпирическим обобщением обычно называют претендующий на универсальность тезис или утверждение,
которые не доказываются строгим, формально-логическим путем, а основываются на обобщающем
осмыслении большого числа эмпирических подтверждений (фактов опыта).

                                                                                                   63