Человек и собственность. Карнышев А.Д - 331 стр.

UptoLike

Рубрика: 

331
спективно опасен для нашего общества, ведь в Венгрии, ГДР, Бол-
гарии имеется опыт частной практики? При этом возникает и дру-
гой вопрос: а не происходит ли у нас пугливое смещение, подмена
личнойчастной собственностью» [62, с.112]. Но сама жизнь бы-
стро нашла ответы на эти вопросы. «Воскрешение» института част-
ной собственности в
нашей стране в очень короткое время, осуще-
ствленная по-российски приватизация, принятие законов о собст-
венности в целом, об интеллектуальной собственности, об обороте
сельскохозяйственных земель и т.п. – все эти возникшие практиче-
ски за последнее десятилетие реалии во многом изменили и массо-
вое сознание, и взгляды каждого индивида на собственность
как
экономическую категорию.
В социально-психологическом плане важен тот факт, что ни-
велирование собственности в России и некоторых других государ-
ствах стало одним из основных камней преткновения во взаимоот-
ношениях «социалистических» стран (вернее их властей) с другими
обществами. Хотя большинство граждан капиталистических стран
не обладали собственностью на средства производства, а имели
в
личном владении различные атрибуты индивидуальной собствен-
ностидома, машины, холодильники телевизора и т.п., они все же
были ярыми сторонниками частной собственности. Известнейший
психолог Запада Э. Фромм писал по этому поводу: «и так же как
член феодального общества считал выпады против феодальной
системы безнравственными и беспочвенными, и так и
рядовой член
капиталистического общества считает выпад против частной собст-
венности признаком варварства и бесчеловечности. Ненависть и
отвращение, которые имеют многие люди в капиталистических
странах по отношению к странам коммунистическим, в значитель-
ной мере основаны на том, что они негативно относятся к прямым
признакам частной собственности» [92, с.334-335]. Таким образом,
психологический негативизм к
странам и лицам, отрицающим зна-
чение частной собственности, был одним из базисов международ-
ных экономических отношений, а вслед за ними и соответствую-
щей политики.
Казалось бы, что в условиях реформ в России, в реальностях
рыночной экономики такие мнения сходят и сойдут на нет. В пер-
вый период осуществляемых реформ так
и было. Но, к сожалению,
на их место нередко «заступают» другие стереотипы, связанные с
собственностью, но уже в совершенно ином плане. Во-первых,
гражданам западных стран на основе многочисленных примеров
стало ясно, что осуществлённая в России приватизация, появление
в стране олигархов и ярко выраженных «социальных низов» - это
спективно опасен для нашего общества, ведь в Венгрии, ГДР, Бол-
гарии имеется опыт частной практики? При этом возникает и дру-
гой вопрос: а не происходит ли у нас пугливое смещение, подмена
личной – частной собственностью» [62, с.112]. Но сама жизнь бы-
стро нашла ответы на эти вопросы. «Воскрешение» института част-
ной собственности в нашей стране в очень короткое время, осуще-
ствленная по-российски приватизация, принятие законов о собст-
венности в целом, об интеллектуальной собственности, об обороте
сельскохозяйственных земель и т.п. – все эти возникшие практиче-
ски за последнее десятилетие реалии во многом изменили и массо-
вое сознание, и взгляды каждого индивида на собственность как
экономическую категорию.
      В социально-психологическом плане важен тот факт, что ни-
велирование собственности в России и некоторых других государ-
ствах стало одним из основных камней преткновения во взаимоот-
ношениях «социалистических» стран (вернее их властей) с другими
обществами. Хотя большинство граждан капиталистических стран
не обладали собственностью на средства производства, а имели в
личном владении различные атрибуты индивидуальной собствен-
ности – дома, машины, холодильники телевизора и т.п., они все же
были ярыми сторонниками частной собственности. Известнейший
психолог Запада Э. Фромм писал по этому поводу: «и так же как
член феодального общества считал выпады против феодальной
системы безнравственными и беспочвенными, и так и рядовой член
капиталистического общества считает выпад против частной собст-
венности признаком варварства и бесчеловечности. Ненависть и
отвращение, которые имеют многие люди в капиталистических
странах по отношению к странам коммунистическим, в значитель-
ной мере основаны на том, что они негативно относятся к прямым
признакам частной собственности» [92, с.334-335]. Таким образом,
психологический негативизм к странам и лицам, отрицающим зна-
чение частной собственности, был одним из базисов международ-
ных экономических отношений, а вслед за ними и соответствую-
щей политики.
      Казалось бы, что в условиях реформ в России, в реальностях
рыночной экономики такие мнения сходят и сойдут на нет. В пер-
вый период осуществляемых реформ так и было. Но, к сожалению,
на их место нередко «заступают» другие стереотипы, связанные с
собственностью, но уже в совершенно ином плане. Во-первых,
гражданам западных стран на основе многочисленных примеров
стало ясно, что осуществлённая в России приватизация, появление
в стране олигархов и ярко выраженных «социальных низов» - это


                                                              331