ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
12
ТЕМА 2. ПОРОЖДЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ ДИСКУРСА
1.1. Изучение разговорной речи
Современной теории дискурса есть что позаимствовать из проекта
Института русского языка АН СССР, проводившегося под руководством
Е.А.Земской в 60-е годы ХХ в. Это исследование реальной русской разго -
ворной речи , т.е. «речи , употребляемой в условиях непринужденного об-
щения лицами, владеющими русским литературным языком». Помимо мо-
нографии, серии статей участников , были опубликованы и сами записи .
Корпус до сих пор служит источником примеров для исследователей.
Решиться на «определение, основанное на экстралингвистических
характеристиках разговорной речи» было в некотором смысле научным
предвидением, ведь собственно дискурсные исследования появились на
Западе (например, во Франции) гораздо позже, к концу ХХ века.
Как и в похожих экспериментах французских исследователей звуча-
щей речи , язык предстал вовсе не в том виде, в каком многие привыкли его
видеть на страницах школьных учебников . С точки зрения предложений из
текстов учебника, большинство высказываний разговорной речи построе -
ны «неправильно». Например , дело с русскими падежами обстоит так , что
русский язык вполне можно признавать беспадежным и аналитическим
языком . Большую часть примеров составил именительный падеж даже в
самых неожиданных, с точки зрения нормативного синтаксиса, местах:
«Парикмахерская не скажете ? Метро / сходите ? Какой этаж Вы живете ?
Валидол нигде в городе нет». Возможная потеря понимания в печатном
примере в устном дискурсе восполняется интонированием и сегментацией.
Еще одним важным результатом работы группы Земской стала выра-
ботка принципов транскрипции устной разговорной речи . Анализировать
магнитофонную запись ведь нельзя. Система записи во многом напомина-
ет более поздние системы написания транскриптов дискурса в дискурс-
анализе . Фрагменты разной интонационной и информационной значимо-
сти выделяются с помощью косой черты или шрифтовым способом и т.п.
Магнитофонные записи использовал и У .Чейф , в 1980 году опубли -
ковавший книгу «Рассказы о грушах. Когнитивные , культурные и языко-
вые аспекты порождения повествования», а в 1994 – «Дискурс, сознание и
время». В первой книге исследуются транскрипты пересказов фильма о
мальчике, собирающем груши . На основе исследования делаются выводы
о процессах вербализации визуального опыта . Во второй книге также ис-
пользуются транскрипты реально зафиксированных дискурсов .
Чейф , фактически, разработал систему записи транскриптов , отра-
жающую порождение речи . Устный дискурс порождается толчками, кван -
тами, называемыми интонационными единицами (соизмеримы с одной
предикацией). Часто встречаются не только прототипические интонацион -
ные единицы , но и маргинальные (незавершенные , ошибочные и т.п.). От-
ражается и молчание, паузы (в секундах), просодия (три степени акцентуа-
12 ТЕ М А 2. П О Р О Ж Д Е Н И Е И П О Н И М АН И Е Д И С КУ Р С А 1.1. И зуч ение ра зговорнойреч и С ов р е м е н н ой те ор и и ди ск ур са е сть что позаи м ств ов ать и з пр ое к та И н сти тута р усск ого язык а АН С С С Р, пр ов оди в ше гося под р ук ов одств ом Е .А.Зе м ск ойв 60-е годы Х Х в . Э то и ссле дов ан и е р е альн ойр усск ойр азго- в ор н ойр е чи , т.е . «р е чи , употр е бляе м ой в услов и ях н е пр и н уж де н н ого об- щ е н и яли цам и , в ладе ю щ и м и р усск и м ли те р атур н ым язык ом ». П ом и м о м о- н огр аф и и , се р и и стате й участн и к ов , были опубли к ов ан ы и сам и запи си . К ор пус до си хпор служ и т и сточн и к ом пр и м е р ов дляи ссле дов ате ле й. Ре ши ться н а «опр е де ле н и е , осн ов ан н ое н а эк стр али н гв и сти че ск и х хар ак те р и сти к ах р азгов ор н ой р е чи » было в н е к отор ом см ысле н аучн ым пр е дв и де н и е м , в е дь собств е н н о ди ск ур сн ые и ссле дов ан и я появ и ли сь н а Западе (н апр и м е р , в о Фр ан ци и ) гор аздо позж е , к к он цу Х Х в е к а. К ак и в похож и х эк спе р и м е н тах ф р ан цузск и х и ссле дов ате ле йзв уча- щ е йр е чи , язык пр е дстал в ов се н е в том в и де , в к ак ом м н оги е пр и в ык ли е го в и де ть н а стр ан и цах шк ольн ых уче бн и к ов . С точк и зр е н и япр е длож е н и йи з те к стов уче бн и к а, больши н ств о в ыск азыв ан и йр азгов ор н ойр е чи постр ое - н ы «н е пр ав и льн о». Н апр и м е р , де ло с р усск и м и паде ж ам и обстои т так , что р усск и й язык в полн е м ож н о пр и зн ав ать бе спаде ж н ым и ан али ти че ск и м язык ом . Б ольшую часть пр и м е р ов состав и л и м е н и те льн ый паде ж даж е в сам ых н е ож и дан н ых, с точк и зр е н и я н ор м ати в н ого си н так си са, м е стах: «Пари кмахерская н е ск аж е те ? М ет ро / сходи те ? К акой эт аж В ы ж и в е те ? В ал и дол н и где в гор оде н е т». В озм ож н ая потер я пон и м ан и я в пе чатн ом пр и м е р е в устн ом ди ск ур се в осполн яе тсяи н тон и р ов ан и е м и се гм е н таци е й. Е щ е одн и м в аж н ым р е зультатом р аботы гр уппы Зе м ск ойстала в ыр а- ботк а пр и н ци пов тр ан ск р и пци и устн ой р азгов ор н ой р е чи . Ан али зи р ов ать м агн и тоф он н ую запи сь в е дь н е льзя. С и сте м а запи си в о м н огом н апом и н а- е т боле е поздн и е си сте м ы н апи сан и я тр ан ск р и птов ди ск ур са в ди ск ур с- ан али зе. Фр агм е н ты р азн ой и н тон аци он н ой и и н ф ор м аци он н ой зн ачи м о- сти в ыде ляю тсяс пом ощ ью к осойче р ты и ли шр и ф тов ым способом и т.п. М агн и тоф он н ые запи си и спользов ал и У .Ч е йф , в 1980 году опубли - к ов ав ши йк н и гу «Расск азы о гр ушах. К огн и ти в н ые , к ультур н ые и язык о- в ые аспе к ты пор ож де н и япов е ств ов ан и я», а в 1994 – «Ди ск ур с, созн ан и е и в р е м я». В пе р в ой к н и ге и ссле дую тся тр ан ск р и пты пе р еск азов ф и льм а о м альчи к е , соби р аю щ е м гр уши . Н а осн ов е и ссле дов ан и я де лаю тся в ыв оды о пр оце ссах в е р бали заци и в и зуальн ого опыта. В о в тор ойк н и ге так ж е и с- пользую тсятр ан ск р и пты р е альн о заф и к си р ов ан н ых ди ск ур сов . Ч е йф , ф ак ти че ск и , р азр аботал си сте м у запи си тр ан ск р и птов , отр а- ж аю щ ую пор ож де н и е р е чи . У стн ыйди ск ур с пор ож дае тся толчк ам и , к в ан - там и , н азыв ае м ым и и н тон аци он н ым и е ди н и цам и (сои зм е р и м ы с одн ой пр е ди к аци е й). Ч асто в стр е чаю тся н е тольк о пр ототи пи че ск и е и н тон аци он - н ые е ди н и цы, н о и м ар ги н альн ые (н е зав е р ше н н ые, оши бочн ые и т.п.). О т- р аж ае тсяи м олчан и е , паузы (в се к ун дах), пр осоди я(тр и сте пе н и ак це н туа-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- …
- следующая ›
- последняя »