Дискурс. Кашкин В.Б. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
ТЕМА 1. ТЕОРИИ ТЕКСТА И ДИСКУРСА В ЛИНГВИСТИКЕ
1.1. Понятие дискурса как одного из основных объектов лингвистики
Понятие дискурса в современной лингвистике является, вероятно,
наиболее туманным и неопределенным (и не только в лингвистике: ведь
этот термин стал популярным во многих отраслях человеческого знания).
Что же такое дискýрс? Иногда о дискурсе говорят как о еще одном
уровне языка или , по крайней мере, уровне анализа . Действительно Вам
известны такие традиционные уровни как фонологический (фонема)
морфологический (морфема) синтаксический (словосочетание или пред-
ложение). Следует ли за этими уровнями следующий текст или дискурс?
Поскольку пример «срабатывает» лучше всякого определения, при-
веду наблюдение Чарльза Филлмора. Представьте себе бассейн , у входа в
который две таблички: POOL FOR MEMBERS ONLY и PLEASE USE THE TOILET,
NOT THE POOL. Если рассматривать их в отдельности , в нашей интерпрета-
ции окружающего мира не будет ничего необычного , если же первую по -
ставить после второй как часть единого текста (дискурса), то для ее пони-
мания придется вернуться ко второй табличке, и это вызовет смех. Только
соединение двух фраз дает комический эффект, впрочем, соединение лю -
бых фраз и даже невербальных знаков дает дискурсивный эффект . На дис-
курсивном эффекте (включающем связывание концептов , метафоризацию ,
перенос, реинтерпретацию и т.п.) построены многие юмористические
приемы (например, «переключение телеканалов или радиостанций» ).
Рассмотрим еще один пример: Въезд его не произвел там никакого
шума (пример Г.Я .Солганика). А кого это его ? И где там? И почему он
должен был произвести шум ? Как видим, предложение, достаточно хоро-
шо интерпретируемое структурно-семантическими методами, оказывается
«мертвым», непонятным для читателя текста или получателя устного со-
общения. А если оно непонятно в реальной коммуникации, то какова поль-
за такой интерпретации для прикладного лингвиста, чьи знания и умения
прилагаются в различных отраслях именно реальной коммуникации (пере-
вод, преподавание, социальная сфера, технологии обработки текста и т. п.).
Не будет преувеличением сказать, что эффект связывания находя-
щихся в одном хронотопе (это термин М .М .Бахтина, обозначающий соче -
тание времени и места высказывания) знаков или фраз это продолжение
семиотической способности человека и принципа непрерывного семиозиса
Чарльза Пирса (отца - основателя семиотики). Человек склонен интерпрети -
ровать любой предмет, находящийся в фокусе его внимания, как знак (ино-
гда это даже превращается в манию ): горшок на окне может вызвать внут-
ренний вопрос: а зачем его сюда поставили , может, явка провалена? По-
следняя фраза , кстати , понятна лишь представителю советской лингво-
культуры (популярный фильм ), а интертекст и прецедентный текст
также часть современного исследования дискурса). Возвращение к преды-
дущему тексту наблюдается и здесь, как и в примере Филлмора.
                                               5

     ТЕ М А 1. ТЕ О Р И И ТЕ КС ТА И Д И С КУ Р С А В Л И Н ГВ И С ТИ КЕ
1.1. П онятие дис курс а ка к одногоизос новных объ ектов лингвис тики
          П он яти е ди ск ур са в сов р е м е н н ой ли н гв и сти к е яв ляе тся, в е р оятн о,
н аи боле е тум ан н ым и н е опр е де ле н н ым (и н е тольк о в ли н гв и сти к е : в е дь
этот те р м и н стал популяр н ым в о м н оги х отр аслях че лов е че ск ого зн ан и я).
          Ч то ж е так ое ди скýрс? И н огда о ди ск ур се гов ор ят к ак о е щ е одн ом
ур ов н е язык а и ли , по к р айн е й м е р е , ур ов н е ан али за. Де йств и те льн о В ам
и зв е стн ы так и е тр ади ци он н ые ур ов н и к ак ф он ологи че ск и й (ф он е м а) –
м ор ф ологи че ск и й(м ор ф е м а) – си н так си че ск и й(слов осоче тан и е и ли пр е д-
лож е н и е ). С ле дуе т ли за эти м и ур ов н ям и сле дую щ и й– те к ст и ли ди ск ур с?
          П оск ольк у пр и м ер «ср абатыв ае т» лучше в сяк ого опр е де ле н и я, пр и -
в е ду н аблю де н и е Ч ар льза Фи ллм ор а. П р е дстав ьте се бе бассе йн , у в хода в
к отор ыйдв е табли чк и : POOL FOR MEMBERS ONLY и PLEASE USE THE TOILET,
NOT THE POOL. Е сли р ассм атр и в ать и х в отде льн ости , в н аше йи н те р пр е та-
ци и ок р уж аю щ е го м и р а н е буде т н и че го н е обычн ого, е сли ж е пе р в ую по-
став и ть после в тор ойк ак часть е ди н ого те к ста (ди ск ур са), то для е е пон и -
м ан и я пр и де тся в е р н уться к о в тор ойтабли чк е , и это в ызов е т см е х. Тольк о
сое ди н е н и е дв ух ф р аз дае т к ом и че ск и йэф ф е к т, в пр оче м , сое ди н е н и е лю -
бых ф р ази даж е н е в е р бальн ых зн ак ов дае т ди скурси в н ый эффект . Н а ди с-
к ур си в н ом эф ф е к те (в к лю чаю щ е м св языв ан и е к он це птов , м е таф ор и заци ю ,
пе р е н ос, р е и н те р пр е таци ю и т.п.) постр ое н ы м н оги е ю м ор и сти че ск и е
пр и е м ы (н апр и м е р , «пе р е к лю че н и е те ле к ан алов и ли р ади остан ци й»).
          Рассм отр и м е щ е оди н пр и м е р : В ъезд его н е п рои зв ел т ам н и какого
шума (пр и м е р Г.Я .С олган и к а). А к ого это – его? И где – т ам? И поче м у он
долж е н был пр ои зв е сти шум ? К ак в и ди м , пр е длож е н и е , достаточн о хор о-
шо и н те р пр е ти р уе м ое стр ук тур н о-се м ан ти че ск и м и м е тодам и , ок азыв ае тся
«м е р тв ым », н е пон ятн ым для чи тате ля те к ста и ли получате ля устн ого со-
общ е н и я. А е сли он о н е пон ятн о в р е альн ойк ом м ун и к аци и , то к ак ов а поль-
за так ойи н те р пр е таци и для пр и к ладн ого ли н гв и ста, чьи зн ан и я и ум е н и я
пр и лагаю тсяв р азли чн ых отр аслях и м е н н о р е альн ойк ом м ун и к аци и (пе р е -
в од, пр е подав ан и е, соци альн аясф е р а, те хн ологи и обр аботк и те к ста и т.п.).
          Н е буде т пр е ув е ли че н и е м ск азать, что эф ф е к т св языв ан и я н аходя-
щ и хся в одн ом хрон от оп е(это те р м и н М .М .Б ахти н а, обозн ачаю щ и йсоче -
тан и е в р е м е н и и м е ста в ыск азыв ан и я) зн ак ов и ли ф р аз– это пр одолж е н и е
се м и оти че ск ойспособн ости че лов е к а и п ри н ц и п а н еп рерыв н ого семи ози са
Ч ар льза П и р са (отца-осн ов ате ля се м и оти к и ). Ч елов е к ск лон е н и н те р пр е ти -
р ов ать лю бойпр е дм е т, н аходящ и йсяв ф ок усе е го в н и м ан и я, к ак зн ак (и н о-
гда это даж е пр е в р ащ ае тсяв м ан и ю ): гор шок н а ок н е м ож е т в ызв ать в н ут-
р е н н и йв опр ос: а заче м е го сю да постав и ли , м ож е т, яв к а пр ов але н а? П о-
сле дн яя ф р аза, к стати , пон ятн а ли шь пр е дстав и те лю сов е тск ой ли н гв о-
к ультур ы (популяр н ый ф и льм ), а и н т ерт екст и п рец еден т н ый т екст –
так ж е часть сов р е м е н н ого и ссле дов ан и я ди ск ур са). В озв р ащ е н и е к пр е ды-
дущ е м у те к сту н аблю дае тсяи зде сь, к ак и в пр и м е р е Фи ллм ор а.