Дискурс. Кашкин В.Б. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

6
Интертекст и прецедентный текст это долговременная память
культуры. Многие исследователи дискурса отмечают взаимодействие ме-
ханизмов долговременной и кратковременной памяти в дискурсивной дея-
тельности не только культуры в целом , но и отдельного ее представителя
(А.Е .Кибрик, Т.Гивон ). Исследуются и иные психологические механизмы
вербализации опыта, фокусировки внимания, факторы выбора граммати -
ческого оформления речи и т.п. проблемы когнитивной психологии.
Как видим, поле исследования и предмет, объединенные общим на-
званием «дискурс», весьма обширны и включают разнообразные явления.
Попробуем установить границы этого поля, т.е. определить его .
Энциклопедический словарь дает такое определение: ДИСКУ´ РС (от
франц. discourse речь) связный текст в совокупности с экстралингвис-
тическими прагматическими, социокультурными, психологическими и
др . факторами; текст, взятый в событийном аспекте ; речь, рассматриваемая
как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий
во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных про-
цессах). Д. это речь, «погруженная в жизнь» (Н.Д.Арутюнова). Как ви-
дим, даже энциклопедическое определение довольно разнопланово: дис-
курс это текст или речь, или и то , и другое ? Ведь речь единственная ре-
альность человеческой языковой деятельности , занимаясь же текстами,
лингвист «препарирует лингвистические трупы» (В .Б.Кашкин) или арте -
факты (А.А.Кибрик). Видимо, поэтому Н.Д.Арутюнова не считает воз-
можным применять термин «дискурс» по отношению к древним текстам ,
связи с которыми не восстанавливаются непосредственно. А насколько
«современными» должны быть тексты, чтобы считаться дискурсом ?
1.2. Дискурс и текст. Дискурс и речь. Дискурс и диалог .
Итак , дискурс это речь или текст? Рассмотрим их сходства и разли -
чия. Сразу же следует сказать, что текстом в лингвистике иногда называют
не только письменный либо печатный артефакт языковой деятельности .
Текст в широком смысле то же самое , что и речь. Текст в более узком
смысле речевое произведение. Наконец, текст в самом узком (и при этом
традиционном смысле ) письменное либо печатное речевое произведение.
Обратимся опять же к ЛЭС: ТЕКСТ (от лат. textus ткань, сплетение,
соединение) объединенная смысловой связью последовательность знако-
вых единиц, основными свойствами которой являются связность и цель-
ность. Во-первых, под текстом в семиотике понимается любая последова-
тельность знаков любой формы коммуникации (танец, обряд , ритуал, вер -
бальный текст). Во-вторых, вербальный текст может быть письменным и
устным . Текстом занимаются такие науки, как текстология (изучает исто -
рические текстовые памятники), герменевтика (интерпретация текста),
собственно теория текста и теория дискурса (Т.М .Николаева).
Известно соссюровское разделение LANGUE/PAROLE (язык /речь), либо
щербовское ЯЗЫК/РЕЧЬ/РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ . Является ли текст явлением
                                                 6

        И н те р те к ст и пр е це де н тн ый те к ст – это долгов р е м е н н ая пам ять
к ультур ы. М н оги е и ссле дов ате ли ди ск ур са отм е чаю т в заи м оде йств и е ме-
хан и змов дол гов ремен н ой и крат ков ремен н ой п амят и в ди ск ур си в н ойде я-
те льн ости н е тольк о к ультур ы в це лом , н о и отде льн ого е е пр е дстав и теля
(А.Е .К и бр и к , Т.Ги в он ). И ссле дую тся и и н ые пси хологи че ск и е м е хан и зм ы
в е р бали заци и опыта, ф ок уси р ов к и в н и м ан и я, ф ак тор ы в ыбор а гр ам м ати -
че ск ого оф ор м ле н и яр е чи и т.п. пр обле м ы к огн и ти в н ойпси хологи и .
        К ак в и ди м , поле и ссле дов ан и я и пр е дм е т, объ е ди н е н н ые общ и м н а-
зв ан и е м «ди ск ур с», в е сьм а обши р н ы и в к лю чаю т р азн ообр азн ые яв ле н и я.
П опр обуе м устан ов и ть гр ан и цы этого поля, т.е . опр е де ли ть е го.
        Э н ци к лопе ди че ск и й слов ар ь дае т так ое опр е де ле н и е : Д И С КУ´ Р С (от
ф р ан ц. discourse – р е чь) – св язн ыйте к ст в сов ок упн ости с эк стр али н гв и с-
ти че ск и м и – пр агм ати че ск и м и , соци ок ультур н ым и , пси хологи че ск и м и и
др . ф ак тор ам и ; те к ст, в зятыйв событи йн ом аспе к те ; р е чь, р ассм атр и в ае м ая
к ак це ле н апр ав ле н н ое соци альн ое де йств и е , к ак к ом пон е н т, участв ую щ и й
в о в заи м оде йств и и лю де й и м е хан и зм ах и х созн ан и я (к огн и ти в н ых пр о-
це ссах). Д. – это р е чь, «погр уж е н н ая в ж и зн ь» (Н .Д.Ар утю н ов а). К ак в и -
ди м , даж е эн ци к лопе ди че ск ое опр е де ле н и е дов ольн о р азн оплан ов о: ди с-
к ур с – это те к ст и ли р ечь, и ли и то, и др угое ? В е дь р е чь – е ди н ств е н н аяр е -
альн ость че лов е че ск ой язык ов ой де яте льн ости , зан и м аясь ж е те к стам и ,
ли н гв и ст «пр е пар и р уе т ли н гв и сти че ск и е тр упы» (В .Б .К ашк и н ) и ли ар те -
ф ак ты (А.А.К и бр и к ). В и ди м о, поэтом у Н .Д.Ар утю н ов а н е счи тае т в оз-
м ож н ым пр и м е н ять те р м и н «ди ск ур с» по отн оше н и ю к др е в н и м те к стам ,
св язи с к отор ым и н е в осстан ав ли в аю тся н е поср е дств е н н о. А н аск ольк о
«сов р е м е н н ым и » долж н ы быть те к сты, чтобы счи татьсяди ск ур сом ?

           1.2. Д ис курс и текс т. Д ис курс и реч ь. Д ис курс и диа лог.
         И так , ди ск ур с – это р е чь и ли те к ст? Рассм отр и м и х сходств а и р азли -
чи я. С р азу ж е сле дуе т ск азать, что те к стом в ли н гв и сти к е и н огда н азыв аю т
н е тольк о пи сьм е н н ый ли бо пе чатн ый ар те ф ак т язык ов ой де яте льн ости .
Те к ст в ши р ок ом см ысле – то ж е сам ое , что и р е чь. Те к ст в боле е узк ом
см ысле – р е че в ое пр ои зв е де н и е . Н ак он е ц, те к ст в сам ом узк ом (и пр и этом
тр ади ци он н ом см ысле ) – пи сьм е н н ое ли бо пе чатн ое р е че в ое пр ои зв е де н и е .
         О бр ати м ся опять ж е к ЛЭ С : ТЕ КС Т (от лат. textus – тк ан ь, спле те н и е ,
сое ди н е н и е ) – объ е ди н е н н аясм ыслов ойсв язью после дов ате льн ость зн ак о-
в ых е ди н и ц, осн ов н ым и св ойств ам и к отор ой яв ляю тся св язн ость и це ль-
н ость. В о-пер в ых, под те к стом в се м и оти к е пон и м ае тся лю бая после дов а-
те льн ость зн ак ов лю бойф ор м ы к ом м ун и к аци и (тан е ц, обр яд, р и туал, в е р -
бальн ыйте к ст). В о-в тор ых, в е р бальн ыйте к ст м ож е т быть пи сьм е н н ым и
устн ым . Те к стом зан и м аю тся так и е н аук и , к ак те к стологи я (и зучае т и сто-
р и че ск и е те к стов ые пам ятн и к и ), ге р м е н е в ти к а (и н те р пр е таци я те к ста),
собств е н н о те ор и яте к ста и те ор и яди ск ур са (Т.М .Н и к олае в а).
         И зв е стн о соссю р ов ск ое р азделе н и е LANGUE/PAROLE (язык /р е чь), ли бо
щ е р бов ск ое Я ЗЫ К /РЕ Ч Ь /РЕ Ч Е В АЯ ДЕ Я ТЕ ЛЬН О С ТЬ . Я в ляе тся ли те к ст яв ле н и е м