Дискурс. Кашкин В.Б. - 59 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

59
ТЕМА 7. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ ДИСКУРСА
1.1. Интертекстуальность
Как известно, дискурс речь, погруженная в действительность. Но
частью действительности является и сам язык , речь, речевые произведе-
ния, тексты . Дискурс множеством нитей связан с предшествующими и по -
следующими произведениями, погружен в интертекстуальную среду. В ка-
ком -то смысле мы все говорим фразами уже ранее сказанных, ранее соз-
данных текстов : А что хозяйки с кислой харей думают о вкусе «Рамы»?
Феномен интертекстуальности стал изучаться благодаря работам
французских постструктуралистов Р.Барта и Ю .Кристевой. Истоки пони-
мания интертекстуальности лежат в концепции несобственно-прямой речи
М .М .Бахтина. Как писал М .Фуко, «не существует высказывания, которое
бы так или иначе не вводило в ситуацию другие высказывания» ассоции-
рованное поле высказываний. Каждое высказывание имеет «возможные
отношения с прошлым и открывает прогнозируемое будущее».
Р.Барт в статье «Смерть автора» писал, что «текст представляет со-
бой не линейную цепочку слов , выражающих единственный смысл, но
многомерное пространство, где сочетаются и спорят друг с другом различ-
ные виды письма, ни один из которых не является исходным ; текст соткан
из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников». И в другой ра-
боте : «Всякий текст есть между-текст по отношению к какому-то другому
тексту, но эту интертекстуальность не следует понимать так , что у текста
есть какое-то происхождение текст образуется из анонимных, неуло-
вимых и вместе с тем уже читаных цитат из цитат без кавычек».
Согласно теории интертекстуальности Ю . Кристевой (впитавшей
идеи Бахтина, Барта и Фуко), текст существует только как точка пересече -
ния множества интертекстуальных связей (ср . Фуко: «повторяющаяся ма-
териальность» высказывания мы долгое эхо друг друга). Наличие в тексте
элементов других текстов присуще любому тексту. Любой текст находится
в диалогических отношениях с другими текстами это идеи из концепции
диалогизма, идущей от Бахтина.
М .М .Бахтин подошел к проблемам диалогизма исходя из чисто лин-
гвистических и литературоведческих задач. В теории высказывания гово-
рится об особом методологическом значении чужой речи (синтаксические
шаблоны «прямая речь», «косвенная речь», «несобственная прямая речь»).
Бахтин писал о «трении слова о внесловесную среду» (основное определе -
ние дискурса), но он же писал и о «реагировании слова на слово» рече-
вой интерференции, высказывании, входящем в две речи одновременно.
Бахтин приводит пример риторического вопроса и восклицания (ге -
рой+автор ): Но кто в сиянии луны, среди глубокой тишины, идет , украд -
кою ступая ? Очнулся русский. Перед ним, с приветом нежным и немым
стоит черкешенка младая. На деву молча смотрит он и мыслит: это
лживый сон , усталых чувств игра пустая (Пушкин).
                                              59

            ТЕ М А 7. И Н ТЕ Р ТЕ КС ТУ АЛ Ь Н О С ТЬ Д И С КУ Р С А
                              1.1. И нтертекс туа льнос ть
        К ак и зв е стн о, ди ск ур с – р е чь, погр уж е н н ая в де йств и те льн ость. Н о
частью де йств и те льн ости яв ляе тся и сам язык , р е чь, р е че в ые пр ои зв е де -
н и я, те к сты. Ди ск ур с м н ож е ств ом н и те йсв язан с пр е дше ств ую щ и м и и по-
сле дую щ и м и пр ои зв е де н и ям и , погр уж е н в и н те р те к стуальн ую ср е ду. В к а-
к ом -то см ысле м ы в се гов ор и м ф р азам и уж е р ан е е ск азан н ых, р ан е е соз-
дан н ыхте к стов : А чт о хозяйки с ки сл ой харей думают о в кусе«Р амы»?
        Фе н ом е н и н т ерт екст уал ь н ост и стал и зучаться благодар я р аботам
ф р ан цузск и х постстр ук тур али стов Р.Б ар та и Ю .К р и сте в ой. И сток и пон и -
м ан и я и н те р те к стуальн ости ле ж ат в к он це пци и н е собств е н н о-пр ям ойр е чи
М .М .Б ахти н а. К ак пи сал М .Фук о, «н е сущ е ств уе т в ыск азыв ан и я, к отор ое
бы так и ли и н аче н е в в оди ло в си туаци ю др уги е в ыск азыв ан и я» – ассоци и -
р ов ан н ое поле в ыск азыв ан и й. К аж дое в ыск азыв ан и е и м е е т «в озм ож н ые
отн оше н и яс пр ошлым и отк р ыв ае т пр огн ози р уе м ое будущ е е ».
        Р.Б ар т в статье «С м е р ть ав тор а» пи сал, что «те к ст пр е дстав ляе т со-
бойн е ли н е йн ую це почк у слов , в ыр аж аю щ и х е ди н ств е н н ый… см ысл, н о
м н огом е р н ое пр остр ан ств о, где соче таю тсяи спор ят др уг с др угом р азли ч-
н ые в и ды пи сьм а, н и оди н и зк отор ых н е яв ляе тся и сходн ым ; те к ст сотк ан
и зци тат, отсылаю щ и х к тысячам к ультур н ых и сточн и к ов ». И в др угойр а-
боте : «В сяк и йте к ст е сть м е ж ду-те к ст по отн оше н и ю к к ак ом у-то др угом у
те к сту, н о эту и н т ерт екст уал ь н ост ь н е сле дуе т пон и м ать так , что у те к ста
е сть к ак ое -то пр ои схож де н и е … те к ст… обр азуе тся и з ан он и м н ых, н е уло-
в и м ых и в м е сте с те м уж е чи тан ых ци тат –и зци тат бе зк ав ыче к ».
        С огласн о те ор и и и н те р те к стуальн ости Ю .К р и сте в ой (в пи тав ше й
и де и Б ахти н а, Б ар та и Фук о), те к ст сущ е ств уе т тольк о к ак точк а пе р е се че -
н и я м н ож е ств а и н те р те к стуальн ых св язе й(ср . Фук о: «пов тор яю щ аяся м а-
те р и альн ость» в ыск азыв ан и я– мы дол гоеэхо друг друга). Н али чи е в те к сте
эле м е н тов др уги х те к стов пр и сущ е лю бом у те к сту. Лю бойте к ст н аходи тся
в ди алоги че ск и х отн оше н и ях с др уги м и те к стам и – это и де и и зк он це пци и
ди алоги зм а, и дущ е йот Б ахти н а.
        М .М .Б ахти н подоше л к пр облем ам ди алоги зм а и сходя и зчи сто ли н -
гв и сти че ск и х и ли те р атур ов е дче ск и х задач. В те ор и и в ыск азыв ан и я гов о-
р и тся об особом м е тодологи че ск ом зн аче н и и чуж ойр е чи (си н так си че ск и е
шаблон ы «пр ям ая р е чь», «к осв е н н ая р е чь», «н е собств е н н ая пр ям ая р е чь»).
Б ахти н пи сал о «тр е н и и слов а о в н е слов е сн ую ср е ду» (осн ов н ое опр еде ле -
н и е ди ск ур са), н о он ж е пи сал и о «р е аги р ов ан и и слов а н а слов о» – р е че -
в ой и н те р ф е р ен ци и , в ыск азыв ан и и , в ходящ е м в дв е р е чи одн ов р е м е н н о.
Б ахти н пр и в оди т пр и м е р р и тор и че ск ого в опр оса и в оск ли цан и я (ге -
р ой+ав тор ): Н о кт о в си ян и и л ун ы, среди гл убокой т и ши н ы, и дет , украд-
кою ст уп ая? О чн ул ся русски й. Перед н и м, с п ри в ет ом н еж н ым и н емым
ст ои т черкешен ка мл адая. Н а дев у мол ча смот ри т он и мысл и т : эт о
л ж и в ый сон , уст алыхчув ст в и гра п уст ая (П ушк и н ).