ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
61
Понятие прецедентный текст введено в лингвистику
Ю .Н.Карауловым . Этот термин как нельзя лучше отражает динамику ци -
татного повторения, рекуррентную сущность текста как предшествующего
события, прецедента. Вот как определял их Ю .Н.Караулов : «Назовем пре-
цедентными тексты (1) значимые для той или иной личности в познава-
тельном и эмоциональном отношениях, т.е. (2) хорошо известные и окру-
жению данной личности , включая и предшественников и современников ,
и , наконец, такие, (3) обращение к которым возобновляется неоднократно
в дискурсе данной языковой личности . Караулов приводит пример косвен-
ного цитирования «ГОРЯ ОТ УМА» Салтыковым -Щедриным : в пореформен -
ной России ожили господа Молчалины – прецедент для читателя.
Еще под прецедентными текстами понимаются всякие явления куль-
туры, хрестоматийно известные всем (или почти всем) носителям данного
языка. Это могут быть собственно литературные или философские тексты,
театральные спектакли , кино, телевизионные программы, реклама, песни,
анекдоты, живописные полотна, скульптура, памятники архитектуры, му-
зыкальные произведения и т.п. Прецедентные тексты диалогичны в том
смысле , что средний носитель, «зная о них, … одновременно знает, что ок -
ружающие тоже о них знают».
По сути , прецедентные тексты – очень развернутая, преобразован -
ная, гипертрофированная метафора, сравнение: я «сказал, как Пушкин»,
«снял , как Тарковский» . Действительно, подражание, попугайство – глу-
бочайший человеческий импульс, без которого не было бы языковой дея-
тельности (не зря попугай – символ некоторых школ иностранных языков ).
Функции прецедентных текстов (по Караулову): критерий оценки и
сравнения, аргумент в дискуссии, демонстрация преимущества перед
партнером в диалоге , подтверждение принадлежности партнеров комму-
никации к одному и тому же речевому коллективу или социально-
культурному слою (помнишь, как у Окуджавы : Не оставляйте стараний,
маэстро… ), способ самооценки говорящего . Можно также отметить функ-
цию «пересмешника», юмористическую метатекстовую функцию (в осо-
бенности , в пародии).
Весьма популярна интертекстуальность в заголовках газетных и
журнальных статей, в рекламных слоганах (Особенности национального
цветополива, Не яйца красят человека, а человек красит яйца, А Зорькин
здесь тихий; Сначала Линекс – потом стул , хороший стул для всей семьи,
Один за всех и т . п .).
Прецедентный текст всегда формирует некий концепт, социопсихи -
ческое образование, характеризующееся многомерностью и ценностной
значимостью . Г.Г.Слышкин выделяет микрогрупповые , макрогрупповые ,
национальные , цивилизационные , общечеловеческие прецедентные тексты
( индивидуальные он исключает, в отличие от Караулова).
Функции концептов прецедентных текстов (по Слышкину) следую -
щие: номинативная (текстовая реминесценция, цитация: наш Шерлок
61 П он яти е п рец еден т н ый т екст в в е де н о в ли н гв и сти к у Ю .Н .К ар аулов ым . Э тот те р м и н к ак н е льзя лучше отр аж ае т ди н ам и к у ци - татн ого пов тор е н и я, р е к ур р е н тн ую сущ н ость те к ста к ак пр е дше ств ую щ е го событи я, пр е це де н та. В от к ак опр е де лял и х Ю .Н .К ар аулов : «Н азов е м п ре- ц еден т н ыми те к сты (1) зн ачи м ые для той и ли и н ойли чн ости в позн ав а- те льн ом и эм оци он альн ом отн оше н и ях, т.е . (2) хор ошо и зв е стн ые и ок р у- ж е н и ю дан н ойли чн ости , в к лю чая и пр е дше ств е н н и к ов и сов р ем е н н и к ов , и , н ак он е ц, так и е , (3) обр ащ е н и е к к отор ым в озобн ов ляе тся н е одн ок р атн о в ди ск ур се дан н ойязык ов ойли чн ости . К ар аулов пр и в оди т пр и м е р к осв е н - н ого ци ти р ов ан и я «ГО РЯ О Т У М А» С алтык ов ым -Щ е др и н ым : в п ореформен - н ой Р осси и ож и л и госп ода М ол чал и н ы – пр е це де н т длячи тате ля. Е щ е под пр е це де н тн ым и те к стам и пон и м аю тся в сяк и е яв ле н и я к уль- тур ы, хр е стом ати йн о и зв е стн ые в се м (и ли почти в се м ) н оси те лям дан н ого язык а. Э то м огут быть собств е н н о ли те р атур н ые и ли ф и лософ ск и е те к сты, те атр альн ые спе к так ли , к и н о, те ле в и зи он н ые пр огр ам м ы, р е к лам а, пе сн и , ан е к доты, ж и в опи сн ые полотн а, ск ульптур а, пам ятн и к и ар хи те к тур ы, м у- зык альн ые пр ои зв е де н и я и т.п. П р е це де н тн ые те к сты ди алоги чн ы в том см ысле , что ср е дн и йн оси те ль, «зн аяо н и х, … одн ов р е м е н н о зн ае т, что ок - р уж аю щ и е тож е о н и х зн аю т». П о сути , пр е це де н тн ые те к сты – оче н ь р азв е р н утая, пр е обр азов ан - н ая, ги пе р тр оф и р ов ан н ая м е таф ор а, ср ав н е н и е : я «ск азал, к ак П ушк и н », «сн ял, к ак Тар к ов ск и й». Де йств и те льн о, подр аж ан и е , попугайств о – глу- бочайши йче лов е че ск и йи м пульс, бе зк отор ого н е было бы язык ов ойде я- те льн ости (н е зр япопугай–си м в ол н е к отор ыхшк ол и н остр ан н ыхязык ов ). Фун к ци и пр еце де н тн ых те к стов (по К ар аулов у): к р и те р и йоце н к и и ср ав н е н и я, ар гум е н т в ди ск усси и , де м он стр аци я пр е и м ущ е ств а пе р е д пар тн е р ом в ди алоге , подтв е р ж де н и е пр и н адле ж н ости пар тн е р ов к ом м у- н и к аци и к одн ом у и том у ж е р е чев ом у к олле к ти в у и ли соци альн о- к ультур н ом у слою (помни ш ь , ка куОкудж а вы: Н еост авл яйт ест аран и й, маэст ро… ), способ сам ооце н к и гов ор ящ е го. М ож н о так ж е отм е ти ть ф ун к - ци ю «пе р е см е шн и к а», ю м ор и сти че ск ую м е тате к стов ую ф ун к ци ю (в осо- бе н н ости , в пар оди и ). В е сьм а популяр н а и н те р те к стуальн ость в заголов к ах газе тн ых и ж ур н альн ых стате й, в р е к лам н ых слоган ах (О собен н ост и н ац и он ал ь н ого ц в ет оп ол и в а, Н еяйц а красят чел ов ека, а чел ов ек краси т яйц а, А Зорь ки н здесь т и хи й; Сн ачал а Л и н екс – п от ом ст ул , хороши й ст ул дл я в сей семь и , О ди н за в сехи т.п.). П р е це де н тн ыйте к ст в се гда ф ор м и р уе т н е к и йкон ц еп т , соци опси хи - че ск ое обр азов ан и е , хар ак те р и зую щ е е ся м н огом е р н остью и це н н остн ой зн ачи м остью . Г.Г.С лышк и н в ыде ляе т м и к р огр уппов ые , м ак р огр уппов ые , н аци он альн ые , ци в и ли заци он н ые , общ е че лов е че ск и е пр е це де н тн ые те к сты (и н ди в и дуальн ые он и ск лю чае т, в отли чи е от К ар аулов а). Фун к ци и к он це птов пр е це де н тн ых те к стов (по С лышк и н у) сле дую - щ и е : н ом и н ати в н ая (те к стов ая р е м и н е сце н ци я, ци таци я: н аш Ш ерл ок
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- …
- следующая ›
- последняя »