ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
46
ственного интеллекта (Ф.Барела, Ф.Флорес , Т .Виноград, отчасти Х .Зайлер
и др.) Язык, в соответствии с концепцией Матураны, может быть отнесен к
числу “автопоэтических” процессов, равно как и мышление («автопоэтиче-
ский» означает самоварьирующий и самосоздающий), в чем предлагается
видеть реформирование гегелевской концепции мышления как автофунк-
ционального процесса. Бельгийский исследователь лингвофилософских
проблем Коэн Деприк идет еще дальше: автопоэтические процессы, по его
мнению, присутствуют не только в биологии или в языке, но и во всем ми -
ре. Деприк соотносит понятие аутопойесиса со своим понятием авторефе-
рентности (self-reference), споря с концепцией уникальности лингвистиче-
ского поведения человека. В его понимании существуют и предыдущие
уровни меньшей сложности (preceding levels of complexity).
Выделение трех взаимодействующих миров в ряде концепций в со-
временной лингвистике – Welt der Dinge, Welt des Bewußtseins, Welt der
Zeichen – то есть, мира материального , мира идеального и мира семиотиче-
ского , в продолжение идей Лейбница и Канта о Zwischenwelt (промежуточ -
ном мире-посреднике) и других подобных концепций, соотносится с тем,
что Гумбольдт пишет об «акте превращения мира в мысли , совершающий-
ся в языке». Определяющим принципом для различия языков является
«духовная сила народа» или «способ, каким языки решают главную задачу
всякого языкотворчества», который и действует в данном акте превраще-
ния. Существенным совпадающим моментом у Гумбольдта и у Матураны
является признание за языком характера процесса как приоритетной харак -
теристики по отношению к результату , произведению, продукту .
«Деятельность есть познание и познание есть деятельность» (All
doing is knowing and all knowing is doing – Матурана и Барела). Понимая
язык как матрицу саморазворачивающегося процесса, мы не должны пу -
тать его с речевой деятельностью как конкретной реализацией этого про-
цесса. Речевая деятельность – языковая система в процессе действия,
функционирования, производства и восприятия речевых произведений.
Собственно это – единственная реально существующая данность (процесс,
но не вещь). Продукт же деятельности – речевые произведения существу -
ют не одномоментно, но только во временной развертке.
Понятие единства, связанное либо с происхождением, либо с единст-
вом логического субстрата, уступает место понятию единства языка как
системы, чьи отдельные дискретные члены (einzelne Glieder) взаимообу -
словлены именно своим различием и разнообразием . На первых порах
восприятия идей Гумбольдта это обусловило некоторый монолингвистиче-
ский «крен» в ряде работ, опиравшихся на его концепцию. Но в 50-х годах
XX века вновь была возрождена идея универсалий. В целом же, «парадиг-
ма Гумбольдта» до конца еще не развернулась в лингвистике. Этому во
многом способствовало и господство позитивизма как «религии точных
наук». Позитивистский уклон в науке XX века сослужил определенную
службу , как «совесть» науки, но излишний позитивизм привел к потере ее
46 с твен н ого и н теллек та (Ф .Б арела, Ф .Ф лорес , Т .В и н оград, отч ас ти Х .З айлер и др.) Я зы к , в с оответс тви и с к он цепци ей М ату ран ы , мож ет бы ть отн ес ен к ч и с лу “автопоэти ч ес к и х”процес с ов, равн о к ак и мы шлен и е («автопоэти ч е- с к и й» озн ач ает с амоварьи ру ющ и й и с амос оздающ и й), в ч ем предлагаетс я ви деть реформи рован и е гегелевс к ой к он цепци и мы шлен и я к ак автофу н к - ци он альн ого процес с а. Б ельги йс к и й и с с ледователь ли н гвофи лос офс к и х проблем К оэн Депри к и дет ещ е дальше: автопоэти ч ес к и е процес с ы , по его мн ен и ю, при с у тс тву ют н е тольк о в би ологи и и ли в язы к е, н о и во вс ем ми - ре. Депри к с оотн ос и т пон яти е ау топойес и с а с о с вои м пон яти ем авторефе- рен тн ос ти (self-reference), с поря с к он цепци ей у н и к альн ос ти ли н гви с ти ч е- с к ого поведен и я ч еловек а. В его пон и ман и и с у щ ес тву ют и преды ду щ и е у ровн и мен ьшей с лож н ос ти (preceding levels of complexity). В ы делен и е трехвзаи модейс тву ющ и хми ров в ряде к он цепци й в с о- времен н ой ли н гви с ти к е – Welt der Dinge, Welt des Bewußtseins, Welt der Zeichen – то ес ть, ми ра матери альн ого, ми ра и деальн ого и ми ра с еми оти ч е- с к ого, в продолж ен и е и дей Лейбн и ца и К ан та о Zwischenwelt (промеж у точ - н ом ми ре-пос редн и к е) и дру ги хподобн ы хк он цепци й, с оотн ос и тс я с тем, ч то Гу мбольдт пи шет об«ак те превращ ен и я ми ра в мы с ли , с овершающ и й- с я в язы к е». О пределяющ и м при н ци пом для разли ч и я язы к ов являетс я «ду ховн ая с и ла н арода» и ли «с пос об, к ак и м язы к и решают главн у ю задач у вс як ого язы к отворч ес тва», к оторы й и дейс тву ет в дан н ом ак те превращ е- н и я. С у щ ес твен н ы м с овпадающ и м момен том у Гу мбольдта и у М ату ран ы являетс я при зн ан и е за язы к ом харак тера п роц есса к ак при ори тетн ой харак - тери с ти к и по отн ошен и ю к резу льтату , прои зведен и ю, проду к ту . «Деятельн ос ть ес ть позн ан и е и позн ан и е ес ть деятельн ос ть» (All doing is knowing and all knowing is doing – М ату ран а и Б арела). Пон и мая язы к к ак матри цу с аморазворач и вающ егос я процес с а, мы н е долж н ы пу - тать его с реч евой деятельн ос тью к ак к он к ретн ой реали заци ей этого про- цес с а. Реч евая деятельн ос ть – язы к овая с и с тема в процес с е дейс тви я, фу н к ци он и рован и я, прои зводс тва и вос при яти я реч евы х прои зведен и й. С обс твен н о это – еди н с твен н ая реальн о с у щ ес тву ющ ая дан н ос ть (процес с , н о н е вещ ь). Проду к т ж е деятельн ос ти – реч евы е прои зведен и я с у щ ес тву - ют н е одн ом ом ен т н о, н о тольк о во времен н ой развертк е. Пон яти е еди н с тва, с вязан н ое ли бо с прои с хож ден и ем, ли бо с еди н с т- вом логи ч ес к ого с у бс трата, у с ту пает мес то пон яти ю еди н с тва язы к а к ак с и с темы , ч ьи отдельн ы е ди с к ретн ы е ч лен ы (einzelne Glieder) взаи мообу - с ловлен ы и мен н о с вои м разли ч и ем и разн ообрази ем. На первы х порах вос при яти я и дей Гу мбольдта это обу с лови ло н ек оторы й мон оли н гви с ти ч е- с к и й «к рен » в ряде работ, опи равши хся н а его к он цепци ю. Но в 50-хгодах XX век а вн овь бы ла возрож ден а и дея у н и верс али й. В целом ж е, «паради г- ма Гу мбольдта» до к он ца ещ е н е разверн у лас ь в ли н гви с ти к е. Э тому во мн огом с пос обс твовало и гос подс тво пози ти ви зма к ак «рели ги и точ н ы х н ау к ». Пози ти ви с тс к и й у к лон в н ау к е XX век а с ос лу ж и л определен н у ю с лу ж бу , к ак «с овес ть» н ау к и , н о и зли шн и й пози ти ви зм при вел к потере ее
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- …
- следующая ›
- последняя »