ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
17
сказывания. Парадигматические отношения обусловлены выбором из из-
вестной говорящим парадигмы, это ассоциативные отношения (здесь про-
является психологизм , как и у младограмматиков). Сейчас различают тер-
мины «система» и «структура»: система понимается как набор взаимосвя-
занных элементов, структура же как отношения, связи между этими эле-
ментами.
3. Введение понятия значимости (valeur) как основного различитель-
ного признака лингвистических явлений. «Важен в слове не звук как тако-
вой, но звуковые различия, позволяющие отличать это слово от всех дру -
гих, так как только эти звуковые различия значимы». Языковую деятель-
ность Соссюр сравнивал с игрой в шахматы : материал фигур несуществен ,
значимы лишь различия в их использовании. Языковой знак – явление не
материальное, а психическое. Для него важны не субстанциональные, а ре-
ляционные свойства (именно в этом смысле Соссюр говорил об изучении
языка в самом себе и для себя , а вовсе не в смысле исключения «внешней»
лингвистики из научного языкознания). Система языка формируется на ба -
зе установления тождеств и различий (ср. аналогичную идею дифферен -
циации в биологической концепции языка и коммуникативной деятельно-
сти У . Матураны). «В языке нет ничего , кроме различий», – эта знаменитая
фраза Соссюра стала девизом структурной лингвистики XX века.
4. Разработка теории языкового знака (лингвистической семиологии).
Языковой знак имеет две стороны: означаемое (значение, signifiant) и оз-
начающее (звуковой образ, signifié). «Язык есть форма, а не субстанция»,
средство выражения всякого содержания. Знак условен , произволен , ар-
битрарен . С другой стороны, знак обязателен для языкового коллектива.
«Если по отношению к изображаемой им идее означающее представляется
свободно выбранным, то, наоборот, по отношению к языковому коллекти -
ву , который им пользуется, оно не свободно, оно навязано» (навязанный
выбор). Соссюр проводил параллели между языком как системой знаков
для выражения идей и письмом, азбукой для глухонемых, с символиче-
скими обрядами, с формами учтивости , с военными сигналами – на этом
могла бы основываться семиология (семиотика), составной частью которой
было бы языкознание (ср. идеи основателя семиотики, Ч . С . Пирса).
5. Разграничение синхронии и диахронии (под влиянием идей Бодуэна
де Куртенэ о статике/динамике). Синхрония – статический аспект языка,
язык в его системе, одномоментное существование языка. Диахрония – ди -
намический аспект языка, последовательность языковых фактов во време-
ни. Системный характер имеет только синхроническое состояние языка
(только оно представляет психологическую реальность для говорящих).
Основываясь на этом, Соссюр постулирует два вида лингвистики: синхро-
ническую и диахроническую . Это весьма категорическое противопостав-
ление, связанное с критикой разрозненного , асистемного рассмотрения
фактов языка младограмматиками . Сейчас же многие исследователи гово-
рят и о системности самих исторических сдвигов.
17 с к азы ван и я. Паради гмати ч ес к и е отн ошен и я обу с ловлен ы вы бором и з и з- вес тн ой говорящи м паради гмы , это ас с оци ати вн ы е отн ошен и я (здес ь про- являетс я пс и хологи зм, к ак и у младограммати к ов). С ейч ас разли ч аю т тер- ми н ы «с и с тема» и «с тру к ту ра»: с и с тема пон и маетс я к ак н абор взаи мос вя- зан н ы хэлемен тов, с тру к ту ра ж е к ак отн ошен и я, с вязи меж ду эти ми эле- мен тами . 3. В веден и е пон яти я зн ачи м ост и (valeur) к ак ос н овн ого разли ч и тель- н ого при зн ак а ли н гви с ти ч ес к и хявлен и й. «В аж ен в с лове н е зву к к ак так о- вой, н о зву к овы е разли ч и я, позволяю щи е отли ч ать это с лово от вс ехдру - ги х, так к ак тольк о эти зву к овы е разли ч и я зн ач и мы ». Я зы к ову ю деятель- н ос ть С ос с ю р с равн и вал с и грой в шахматы : матери ал фи гу р н ес у щес твен , зн ач и мы ли шь разли ч и я в и хи с пользован и и . Я зы к овой зн ак – явлен и е н е матери альн ое, а пс и хи ч ес к ое. Для н его важ н ы н е с у бс тан ци он альн ы е, а ре- ляци он н ы е с войс тва (и мен н о в этом с мы с ле С ос с ю р говори л оби зу ч ен и и язы к а в с амом с ебе и для с ебя, а вовс е н е в с мы с ле и с к лю ч ен и я «вн ешн ей» ли н гви с ти к и и зн ау ч н ого язы к озн ан и я). С и с тема язы к а форми ру етс я н а ба- зе у с тан овлен и я тож дес тв и разли ч и й (с р. ан алоги ч н у ю и дею ди фферен - ци аци и в би ологи ч ес к ой к он цепци и язы к а и к омму н и к ати вн ой деятельн о- с ти У . М ату ран ы ). «В язы к е н ет н и ч его, к роме разли ч и й», – эта зн амен и тая фраза С ос с ю ра с тала деви зом с тру к ту рн ой ли н гви с ти к и XX век а. 4. Разработк а теори и язы к ового зн ак а (л и н гви ст и ческой сем и ол оги и ). Я зы к овой зн ак и меет две с торон ы : озн ач аемое (зн ач ен и е, signifiant) и оз- н ач аю щее (зву к овой образ, signifié). «Я зы к ес ть форма, а н е с у бс тан ци я», с редс тво вы раж ен и я вс як ого с одерж ан и я. Зн ак у с ловен , прои зволен , ар- би трарен . С дру гой с торон ы , зн ак обязателен для язы к ового к оллек ти ва. «Е с ли по отн ошен и ю к и зображ аемой и м и дее озн ач аю щее предс тавляетс я с вободн о вы бран н ы м, то, н аоборот, по отн ошен и ю к язы к овому к оллек ти - ву , к оторы й и м пользу етс я, он о н е с вободн о, он о н авязан о» (н авязан н ы й вы бор). С ос с ю р проводи л параллели меж ду язы к ом к ак с и с темой зн ак ов для вы раж ен и я и дей и пи с ьмом, азбу к ой для глу хон емы х, с с и мволи ч е- с к и ми обрядами , с формами у ч ти вос ти , с воен н ы ми с и гн алами – н а этом могла бы ос н овы ватьс я с еми ологи я (с еми оти к а), с ос тавн ой ч ас тью к оторой бы ло бы язы к озн ан и е (с р. и деи ос н ователя с еми оти к и , Ч . С . Пи рс а). 5. Разгран и ч ен и е си н х рон и и и ди ах рон и и (под вли ян и ем и дей Б оду эн а де К у ртен э о с тати к е/ди н ами к е). С и н хрон и я – с тати ч ес к и й ас пек т язы к а, язы к в его с и с теме, одн омомен тн ое с у щес твован и е язы к а. Ди ахрон и я – ди - н ами ч ес к и й ас пек т язы к а, пос ледовательн ос ть язы к овы хфак тов во време- н и . С и с темн ы й харак тер и меет тольк о с и н хрон и ч ес к ое с ос тоян и е язы к а (тольк о он о предс тавляет пс и хологи ч ес к у ю реальн ос ть для говорящи х). О с н овы ваяс ь н а этом, С ос с ю р пос ту ли ру ет два ви да ли н гви с ти к и : с и н хро- н и ч ес к у ю и ди ахрон и ч ес к у ю . Э то вес ьма к атегори ч ес к ое проти вопос тав- лен и е, с вязан н ое с к ри ти к ой разрозн ен н ого, ас и с темн ого рас с мотрен и я фак тов язы к а младограммати к ами . С ейч ас ж е мн оги е и с с ледователи гово- рят и о с и с темн ос ти с ами хи с тори ч ес к и хс дви гов.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- …
- следующая ›
- последняя »